Pinger.Pro. Путь к успеху

Герой нашего интервью – Бауыржан Садиев, который разработал уникальный казахстанский киберспортивный стартап Pinger.Pro. За два года проект вырос из турнирной платформы в большое агентство по обслуживанию киберспортивных мероприятий. Сегодня мы поговорим с Бауыржаном о том, как развивать IT-стартап в Казахстане. 

Бауыржан, как появилась идея стартапа?

Идея родилась из хобби в 2013 году, когда любимая игра моей юности Counter-Strike начала переживать второе рождение. В свободное время я играл в CS:GO и следил за крупными турнирами, которые начали собирать полные стадионы. На глазах рождалась новая индустрия.

Тогда и появилась идея о турнирной платформе, на которой можно было бы соревноваться по любой киберспортивной игре. Хотелось создать удобный инструмент для тех, кто хочет развиваться в киберспорте и для тех, кто хочет организовать соревнования. До реализации проект дошел спустя 5 лет. Как часто бывает в стартапах, приходилось начинать во всех возможных ролях сразу. Одновременно нужно было настроить сервер для игры, написать пост о турнире, принять заявку и запустить трансляцию матчей. В таком режиме и без выходных пришлось поработать первые два года проекта.

Параллельно я развивал другую IT-компанию, которую сохранял, как подушку безопасности. Мы занимались созданием корпоративных систем, и этими же ресурсами закрывали вопрос разработки стартапа.

Какие были трудности?

Трудностей было много: новая сфера, мало профессиональной информации, отсутствие готовых специалистов. Многое познавалось методом «проб и ошибок». Клиентский рынок на тот момент только узнавал, что такое киберспорт, но интерес от производителей компьютерной техники, энергетических напитков и интернет-провайдеров был уже сформированный. И благодаря этому идея начала превращаться в настоящий бизнес.

Вы верили в успех проекта?

И да, и немного нет. С одной стороны, было понятно, что сфера будет только расти и развиваться. Была понятная модель работы. Но в мире не так много аналогичных успешных проектов, поэтому риск того, что ничего не получится, был высокий. Тревожность и напряжение сохранялись всегда. Но веры в успех в этом коктейле эмоций было больше всего, поэтому и удалось все запустить.

Как прошли первые полгода?

Довольно экстремально. Сама платформа была «сырой», многое нужно было делать вручную. Клиенты доставались с трудом, не хватало средств на содержание команды. Приходилось залезать в долги, чтобы работа над продуктом продолжилась.

Первым проектом, который мы провели на Pinger.Pro, был отборочный турнир на чемпионат мира WESG-2018. На него зарегистрировались более 1000 участников. Работали мы тогда на пределе возможностей.

Оцените успешность проекта.

Конечно, основным критерием успешности любого бизнеса являются финансовые показатели. Но в нашей сфере есть еще один немаловажный маркер – аудитория и связанные с ней метрики. По данным из социальных сетей и рекламных систем, аудитория геймеров в Казахстане составляет 3 млн пользователей. За год сайт pinger.kz посетило 700 000 человек, получается, что на данный момент мы охватываем около 20% всей геймерской аудитории Казахстана. Благодаря любви к играм и соревновательному духу, уровень вовлеченности и глубина взаимодействия с нашей платформой и контентом являются весьма высокими: 7,3 страницы за сеанс, что вдвое больше среднего показателя по Казахстану.

Как обстоят дела с монетизацией? На чем зарабатывает проект?

Основная бизнес-модель Pinger.Pro – предоставление интерактивного канала рекламы для брендов. Мы работаем с аудиторией, которая играет в игры: турниры, контент, интеграция с инфлюенсерами. В работе с брендами мы применяем разные форматы интеграции, в целом, мы новый и нестандартный канал, клиентам мы интересны.

Активно растет аудитория на самой платформе. Сейчас у нас на сайте 110 тыс. зарегистрированных пользователей. За прошлый год количество регистраций увеличилось почти в 10 раз. Накапливается критическая масса, которая с одной стороны активна, с другой стороны – будет интересна партнерам. Мы планируем наращивать функционал платформы и развивать b2c-модель – различные премиум-возможности, программы лояльности и т.д. Кроме того, растет производство собственного контента. Мы активно работаем с инфлюенсерами. Следующий наш шаг – монетизация этих продуктов.

Какую цель вы преследуете?

На данный момент Pinger Pro не имеет прямых конкурентов. Мы – единственные, кто работает со всем рынком: занимаемся организацией турниров, работаем с брендами, производим видеоигровой контент, взаимодействуем с инфлюенсерами. Наша задача – держать марку и развиваться дальше.

Расскажите о команде, как искать профессионалов на несформированном рынке?

Важный критерий для карьеры на новом рынке – умение и желание постоянно развиваться, изучать новое и уметь его применить. Игры – одна из самых динамичных сфер в индустрии развлечений, чтобы работать в этой сфере надо быть всегда в тонусе.

Первые кадры были в основном из киберспортивного комьюнити. С развитием проекта мы начали привлекать профессионалов из смежных отраслей. Например, чтобы правильно рассказать аудитории о бренде, мы начали нанимать специалистов из рекламных агентств, которых по ходу работы обучали особенностям киберспортивной сферы.

Сейчас многие молодые ребята приходят к нам из маленьких региональных городов. У них есть возможность зарабатывать на контенте, скажем, мы – своего рода «социальный лифт» для молодежи.

Что вы чувствовали, когда поняли, что у вас получилось?

То, что у нас должно получиться, еще впереди. Самые крутые ощущения еще предстоит испытать. Тем не менее, оглядываясь назад, есть ощущение удовлетворенности проделанной работой и благодарности тем, кто участвовал.

Что нового будет в ближайшие месяцы? Какие планы? Какие регионы вам интересны?

Планы грандиозные. Много новых клиентов, с которыми начинаем сотрудничество. Мы активно расширяем наш штат и занимаемся систематизацией процессов. Планируется внедрение в боевой режим рейтинга нашей платформы. Также развивается наша студия – мы недавно переехали в новый павильон и ожидаем новое оборудование. Контент, который мы делаем, выйдет на новый уровень. Кроме этого, сейчас планируется запуск продюсерского центра по работе с игровыми и киберспортивными инфлюенсерами.

Наши амбиции не ограничиваются только Казахстаном. Удалось сделать неплохой продукт, который может быть востребован и за рубежом. В данный момент мы уже работаем с Россией и Центральной Азией, ведем переговоры со странами ближневосточной Африки и регионом Персидского залива.

Как устроиться к вам на работу? Вы лично присутствуете на собеседованиях? Вся команда из Казахстана?

В команде Pinger.Pro уже более 40 человек. Ввиду активного роста поиск кадров – одно из важных направлений компании, поэтому на собеседованиях я часто присутствую лично. 

Есть страница на HeadHunter, где опубликованы актуальные вакансии Pinger.Pro. Есть публичная почта, страницы в социальных сетях, где можно связаться с нами и рассказать о своем опыте и карьерных целях. Можно написать лично мне.

В чем разница киберстартапа в Казахстане и СНГ? Что сделать, чтобы всё «поехало»?

Вместе с Россией и Украиной мы находимся в тройке, так скажем, «наиболее киберспортивных» стран региона. Но, учитывая результаты в киберспорте, количество киберспортсменов и объем денег в этой сфере – заметно отстаем от наших соседей.

В этих странах киберспортивная индустрия развивалась более активно, там есть довольно большой выбор сформированных и опытных специалистов, больше аудитории и больше вариантов привлечения финансирования в стартапы. Так что запустить киберспортивный стартап в Казахстане и за очень скромные деньги было серьезным вызовом.

Как это получилось? Если коротко, то рецепт успеха таков: продуманная идея, опыт, нетворкинг и скромные расходы.