Узнавайте первыми о новостях в нашем Telegram-канале

Smart Bridge — цифровой мост между государством и бизнесом

  • Bluescreen / Статьи / Smart Bridge — цифровой мост между государством и бизнесом

03/07/2020

4 мин

Цифровизация несет много благ, и важнейшие из них — это искоренение излишней бюрократии и автоматизация всех процессов. Современный мир слишком быстрый и изменчивый, чтобы можно было надеяться на бумагу. Благо, что государство это понимает и старается изменить ситуацию. 

Smart Bridge — это проект, который поможет госорганам и бизнесу более тесно взаимодействовать. Помимо этого, платформа откроет новые возможности для разработчиков приложений. Аблайхан Оспанов, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК рассказал нам о платформе и тех возможностях, что она предоставляет. 

Расскажите подробнее, какие планы популяризации платформы Smart Bridge? Что это за сервис и для чего он нужен?

Smart Bridge создан для того, чтобы упростить процедуры интеграции и взаимодействия госорганов с бизнесом и помочь развитию конкурентной среды. Smart Bridge исключит лишнюю бюрократию между госорганами.

Во-первых, госоргану-инициатору интеграции достаточно будет направить другому госоргану лишь одну электронную заявку через эту платформу, и ответ ему должны будут предоставить в течение двух рабочих дней. Для сравнения, раньше нужно было направлять целый пакет документов и ждать согласований по несколько месяцев. 

Во-вторых, Smart Bridge позволит снизить расходы на интеграцию. Это происходит за счет использования уже готовых программных инструментов, которые доступны бесплатно на платформе.

В-третьих, проект позволит бизнесу прозрачно, в онлайн режиме, направлять госорганам заявки на подключение к их сервисам, а также следить за ходом исполнения этой заявки. Таким образом, разработчики приложений смогут создавать для своих клиентов новые сервисы. Это такие приложения, которые работают по аналогии с сервисами по проверке штрафов, налогов, судебных задолженностей и т.д.

Проект был введен в эксплуатацию в декабре прошлого года и с февраля по май этого года работал в пилотном режиме. За это время были проведены презентации, встречи, обучающие курсы для представителей госорганов и бизнеса. По итогам работы Smart Bridge в пилотном режиме были аккумулированы предложения и комментарии от государственных органов и частного сектора, которые после анализа будут использованы разработчиками АО «НИТ» для дальнейшего совершенствовании работы системы.

С 25 июня 2020 года на площадке НПП «Атамекен» проводятся еженедельные совместные встречи АО «НИТ» и государственных органов, на которых обсуждаются вопросы интеграций, взаимодействия с госорганами, озвучиваются проблемные вопросы частного сектора при интеграции и взаимодействии с госорганами. Эти встречи проводятся для совершенствования механизмов взаимодействия, улучшения работы системы и направлены на популяризацию Smart Bridge.

Какой функционал доступен уже сейчас? Кто зарегистрирован и уже пользуется? Как определялся первичный список услуг для запуска? Какие услуги и преимущества получает конечный потребитель?

На данный момент через Smart Bridge есть возможность подать два вида заявок:

  • на публикацию нового сервиса. Например, госорган или частная организация публикует свой сервис для общего пользования;
  • на подключение к уже существующему сервису.

Таким образом, на сегодняшний день на Smart Bridge доступно 384 сервиса, 353 из которых — это сервисы государственных органов и 31 сервис от частного бизнеса. 

На текущий момент на портале авторизовано 316 организаций, из них 75 — государственные органы, 13 — банки второго уровня, 25 национальных компаний и 203 представителя частного бизнеса.

Первичный список сервисов определялся по рейтингу 2019 года. Мы смотрели, какие сервисы были востребованы в прошлом году и сколько интеграций по ним было проведено на шлюзе Электронного правительства.

Конечным результатом интеграции между госорганами является упрощение бизнес-процессов госуправления и оказания госуслуг. В этом случае, к примеру, гражданам не будут требоваться дополнительные документы, подтверждающие какую-либо информацию. Из документов будет нужно только удостоверение личности, а уже вся дополнительная информация будет подтягиваться из государственных баз данных.  Это повысит уровень комфорта при получении госуслуг гражданами нашей страны.

Если же говорить об интеграции госорганов и бизнеса, то это приведет к появлению дополнительных услуг, которые упрощают жизнь гражданам и экономят время. Яркие тому примеры — удаленное получение ЭЦП, возможность произведения оплаты в мобильных приложениях банков, упрощенная подача заявок на очередь для получения жилья и т.д.

Требуется ли дополнительное обучение для пользования этой платформой? Если да, то где его можно пройти?

Понятно, что все новое часто кажется сложным на первый взгляд, и здесь небольшое обучение, скорее всего, потребуется. Например, в связи с тем, что Smart Bridge заменил множество заполняемых бумаг на одну электронную заявку, состоящую из двух страниц, то пользователям нужно знать, как правильно ее заполнять. Желательно, чтобы эту заявку заполнял технический специалист, который знает свойства информационной системы, методы проведения VPN-тоннеля и тд. Но зачастую это делают аналитики, которые не особо знакомы с такими техническими вопросами. Как раз для обучения таких сотрудников и проводятся встречи сотрудников АО «НИТ» с представителями госорганов и бизнеса. Однако сейчас в связи с пандемией и карантином такие встречи мы перевели в онлайн, поэтому встречи проводятся удаленно, либо оказываются консультации по телефону. 

Опишите взаимодействие Smart Bridge со Smart Data Ukimet. Какие сектора будут подключены в ближайшее время? Есть ли статистика по результатам оптимизации?

Data Ukimet взаимодействует с базами данных информационных систем государственных органов, которые находятся внутри Единой транспортной сети госорганов, без использования шлюза Электронного правительства и Smart Bridge. Вместе с тем, сейчас тестируются возможности по взаимодействию Smart Data Ukimet со Smart Bridge в рамках автоматической загрузки данных из баз данных информационных систем ГО, которые находятся вне контура Единой транспортной сети ГО. Это позволит автоматизировать процесс обновления данных в хранилище Smart Data Ukimet, обеспечит постоянную актуальность данных и повысит качество аналитики.

От редакции: Будем надеяться, что платформа станет востребованной среди предпринимателей, и у государства получится раскрыть ее потенциал в полной мере.  Все же нужно время, чтобы испытать проект на прочность.