E-commers. Особенности ведения бизнеса в Казнете

25 декабря 2019

6 мин

В Алматы состоялось первое в своём роде событие, посвящённое Казнету: 25-летие появления интернета в Казахстане. Самые влиятельные лица казахстанского интернета собрались на одной площадке, чтобы обсудить текущую ситуацию на рынке медиа и коммерции, сделать сравнительный анализ с другими странами и спрогнозировать грядущие события в сегменте.

Рамиль Мухоряпов, СЕО ChocoFamily; Николай Бабешкин, СЕО Kolesa Group; Виктория Торгунакова, генеральный директор Ticketon.kz; Алибек Есов, генеральный директор Wolt в Казахстане; Мольдер Рысалиева, генеральный директор Lamoda.kz: "Мы делали всё правильно с первого дня"

Рамиль Мухоряпов, СЕО ChocoFamily: " Наш главный челлендж - научиться выходить за пределы"

Недавно одна из крупнейших IT-компаний Казахстана совершила сделку века: выкупила казахстанский сервис продажи билетов Aviata.kz. Сумма сделки не разглашается, но основатели "Авиаты" не остались обиженными, по крайней мере, так считает Рамиль Мухоряпов. Компания удваивается ежегодно и не собирается сбавлять обороты.

Основатель "Choco" настолько уверен в своём успехе, что даже не считает конкурентами новые сервисы доставки еды, которые буквально недавно начали работу в Казахстане. По его мнению, грядёт очередная масштабная консолидация, после которой на рынке останется один крупный игрок, как это произошло с сервисами такси Яндекс и Uber. Как сейчас Яндекс диктует свои правила и цены, так как не имеет достойной конкуренции, так в будущем произойдёт и в сфере доставки еды.

- Весь потенциал у нас впереди. Самое главное, что сегодня есть в ChocoFamily – конечно, это команда, которая имеет замечательный опыт построения, запуска и интеграции сервисов. Именно поэтому мы сейчас заходим в другие страны. Не потому, что там можно хорошо заработать – пока это совсем немного, но сам факт прокачать этот скилл, новую страну, перестроить компанию для того, чтобы можно было дальше очень быстро развиваться – вот это прикольно. 

Сервис iDoctor в России вырос в 4 раза. Пока ещё казахского трафика больше, но с точки зрения, например, количества врачей – в России 550 тысяч врачей, в Казахстане 25 тысяч, то есть это совсем другие объёмы. Я думаю, что Рахмет будет готов в следующем году к тому, чтобы зайти в другие страны. Мы так и создавали ChocoFamily – для Казахстана, но с возможностью в будущем работать в других странах. Я думаю, что правильно – делать что-то одно, но на разные страны.

Еще одно наше внутреннее достижение в том, что мы перестали копировать. Копипаст – это хорошо, когда это ваш первый бизнес. Берешь и запускаешь. Но сейчас наш чат-бот, iDoctor, Рахмет – это уникальные сервисы, у которых нет прямых конкурентов. Есть очень похожие, но вот эта авторская работа – уникальна. 

Я уверен, что сейчас всё только начинается. Наш потенциал в 17 раз вырос за 5 лет. И я уверен, что мы сможем в следующие 5 лет вырасти ещё в 17 раз. Всё только начинается!

Николай Бабешкин, СЕО Kolesa Group: "В своих вертикалях мы уходим вглубь".

Компания Kolesa Group выросла в этом году на 74%. 2019-й был необычайно плодотворным для компании: Сервис запустился в Узбекистане с названием Avtoelon.uz. Это площадка для размещения объявлений о реализации авто, спецтехники и запчастей на русском и узбекском языках, которая позволяет бесплатно и быстро связать продавца и покупателя в режиме онлайн. А благодаря мобильным приложениям для Android и iOS площадка доступна как на улице, так и дома.Avtoelon.uz. В общем, те же "Колёса", только для узбекистанцев.

- Мероприятие называется "25 лет Казнета". Но я хочу сказать, что вот я сижу здесь, а в моём офисе сейчас 300 человек делают казнет, пока я рассказываю какие-то истории. Казнет – это не только площадка. За ним стоят каналы связи, инженеры, которые зимой тащили и прокладывали оптоволокно. За ним стоят data-центры, которые кто-то инвестировал, ночами не спал. Это огромное количество людей, которые реально строят казнет. И это люди, которые, наверное никогда на эту сцену не выйдут. 

Виктория Торгунакова, генеральный директор Ticketon.kz: "Наша философия такая – чтобы человек захотел развлечься"

Сервис, который запускался как площадка для онлайн покупки и продажи билетов в кино. Сегодня там можно купить всё что угодно – от билетов на концерт Шнура до годового абонемента в фитнес-клуб. 

- В 2012 году, когда мы только запустились, за год мы продали 16 тысяч билетов – и это был успех. В этом году, спустя 7 лет, мы продали больше 19 тысяч билетов только за один день и только на одно мероприятие – это была премьера последних "Мстителей" Marvel. А в течение года мы отпраздновали уже третий миллион проданных билетов! 

Но я бы хотела рассказать о грядущих трендах – к чему вообще движется вся электронная коммерция? К объединению и созданию экосистемы. Условно, когда банк уже не банк, сотовый оператор уже не сотовый оператор, для чего это делается? Для того, чтобы потребитель был привязан к одному бренду от начала и до конца. Чтобы все услуги, которыми он пользуется, он видел в одном и том же интерфейсе. Сбербанк в этом году купил "Союзмультфильм", к чему бы это? К тому, чтобы детишки росли, а у них в глазах зелёные значки банка. Это делается для того, чтобы человек был привязан и от этого есть определённая выгода для каждого пользователя. Нас тоже выносит этой волной и Казахстан тоже, скорее всего, будет идти туда же. 

Алибек Есов, генеральный директор Wolt в Казахстане: "Мы задаём определённую планку рынку"

Wolt зашёл на рынок Казахстана всего три месяца назад – практически одновременно со своими конкурентами Glovo и Яндекс.Еда, поэтому пока рано говорить об успехе или провале  финского проекта. Поэтому он тоже рассказал лишь о том, что ожидает казахстанский и мировой e-commerce.

- Я считаю, что на макроуровне в любой индустрии будут консолидации, будут новые игроки, если они будут тормозить и не успевать, родятся новые и сверхновые звёзды. То же самое будет и на мировых рынках и в Казахстане. Если вы конкретно хотите знать, что наш ждёт – чётко усвойте, что мы от России отстаёт на 5 лет. То, что сейчас происходит в России, через 5 лет ожидайте в Казахстане.

Ламода – сервис для всех, его целевая аудитория настолько широкая, что ему можно дать только одно определение – "для всех". С точки зрения продаж бизнес растёт медленно – в этом году прирост составил всего около 10%. Но экономика продаж растёт неумолимо, что выводит сервис на новый уровень. Это замечательные результаты, так как, по словам Мольдер Рысалиевой Казахстан – самый сложный рынок из всех, где представлена "Ламода".

Мольдер Рысалиева, генеральный директор Lamoda.kz: "Мы делали всё правильно с первого дня"

- Вспомните, что было на рынке 7 лет назад. Было сложно представить, что посылка с заказанной одеждой придёт раньше чем через месяц. В 2012 году, когда мы запустились в Казахстане, мы могли доставлять посылки курьерскими службами в регионы в течение двух месяцев. Более того, клиентский сервис был ужасен – клиенты сталкивались с очень грубыми курьерами, а ругались на нас. Именно поэтому мы запустили собственную службу доставки – чтобы держать на уровне клиентский сервис, представлять одинаковый уровень во всех городах и делать это быстро.