Узнавайте первыми о новостях в нашем Telegram-канале

Что сложнее – создать «умный город» или научиться в нем жить?

  • Bluescreen / DIGITAL, Статьи / Что сложнее – создать «умный город» или научиться в нем жить?

27/05/2019

9 мин

Ситуационный центр Акколь – сердце цифровизации города

Небольшой уютный городок Акколь в Акмолинской области был избран в качестве испытательной площадки для внедрения передовых технологий по управлению городской средой. В советские годы в Акколе проживало до 20 тысяч жителей, в наши дни эта цифра составляет чуть более 13 тысяч человек. До запуска концепции «умного города», в плане технологической оснащенности город мог похвастаться разве что первым казахским наземным комплексом управления космическими аппаратами. Факт запечатлен даже в символике города – на колоритном гербе появилось изображение спутниковой антенны. Но за последние 4 месяца этот небольшой приозерный город стал самым, пожалуй, “оцифрованным” местом в Казахстане.

Синие заборы – "фирменная" деталь города

Конечно, трудно охватить все аспекты участия АО «Казахтелеком» в одном материале, но с момента сбора информации об этом эксперименте стало ясно, что вклад флагмана казахстанского телекома в дело цифровизации является весомым, если не решающим.

Дело в том, что принятая на государственном уровне концепция “Smart city” не является единым шаблоном, который без изменений применим к любому городу Казахстана. Исполнителями проектов цифровизации являются акиматы регионов, на которых возлагается стратегическая задача – выбор главных и второстепенных направлений цифровизации. Например, приоритетными сферами развития в Нур-Султане являются такие сферы как безопасность и ЖКХ, а в Алматы - транспорт и «умное» управление городской средой.

Отсюда продиктована и роль «Казахтелеком» как основного инфраструктурного оператора в проекте “Smart Aqkol” – системная интеграция инфокоммуникационных сервисов города под управлением акимата. В качестве проектного офиса “Smart Aqkol” выступила компания “Tengri Lab”; в тесном взаимодействии с этой довольно мощной IT-компанией «Казахтелеком» обеспечил весь комплекс технических решений: от прокладки оптоволоконной связи и установки видеокамер до предоставления вычислительных ресурсов ЦОДов.

Именно с этой целью – очертить контуры участия «Казахтелеком» в первом в истории Казахстана крупном интеграционном проекте «умный город» – мы и пришли на интервью с Имбаевым Саматом Омертаевичем, директором департамента по развитию новых продуктов для корпоративного сегмента «Казахтелеком».

Имбаев Самат Омертаевич, директор департамента по развитию новых продуктов для корпоративного сегмента «Казахтелеком». Фото для блюскрин.кз
Имбаев Самат руководит интеграционными процессами в проекте "Умного города"

Какая именно модель «умного города» была взята в качестве образца?

Существует множество моделей «умного города», достаточно вспомнить системы, вполне успешно работающие в Нью-Йорке или, например, в Барселоне. Но я бы предложил сначала окинуть взором процесс эволюции самого понятия «умный город». Любой современный мегаполис использует довольно сложный комплекс IT-систем, поддерживающих его жизнедеятельность. Другое дело, что зачастую даже самые передовые электронные компоненты работают разрозненно. И в любой сложной системе наступает момент, когда необходимо переходить на новый уровень организации всех без исключения процессов. Именно с переходом на следующую ступень организации можно говорить о том, что город стал более «умным».

Например, наши улицы можно оснастить дорогостоящими датчиками загрязнения воздуха, но без учета множества других факторов они не дадут нам главного - выявления причинно-следственных связей, ведущих к ухудшению экологии города. Только интеграция большого числа датчиков в единую экосистему позволит выявлять закономерности, которые мы никогда не смогли бы «вычислить» вручную.

Имбаев Самат Омертаевич, директор департамента по развитию новых продуктов для корпоративного сегмента «Казахтелеком». Фото для блюскрин.кз

Проект “Smart Aqkol” дает нам блестящую возможность продемонстрировать самообучаемость такой системы, которая не просто растет физически, заполняя всё вокруг приборами и сетями, а начинает активно подсказывать руководителям города пути решения сложнейших проблем.

Привлекались ли к цифровизации города иностранные консультанты? Есть ли в проекте “Smart Akqol” собственный Ян Гейл, консультирующий руководство города?

Если речь идет о консультантах, продвигающих smart-решения на уровне идеологии - думаю, таких не было. Все вопросы по управлению цифровизацией решаются командой акимата региона, специалистами ТОО «Tengri Lab», АО «Казахтелеком» и дочерней организацией ERG ТОО «BTS Digital».

На счет идеологии, стоит упомянуть такую немаловажную миссию «Казахтелеком», как передача руководителям города ключевых знаний по управлению «умным городом». Нам важно донести до акимата правильное восприятие возможностей концепции «умного города», который, при всей продвинутости, напрямую зависит от человеческого фактора.

Экомониторинг осуществляется с помощью датчиков загрязнения воздуха, с доступом к данным в онлайн-платформе.
Экомониторинг города выводит данные датчиков загрязнения воздуха на онлайн-платформу

Насколько инфраструктура Акколя обеспечена датчиками и беспроводными системами передачи данных?

В этом плане мы руководствуемся показателем «уровень проникновения технологий по отраслям». Давайте рассмотрим это на цифрах. В Акколе всего 6,5 тысяч домохозяйств, мы добились полного охвата домов устройствами учета энергопотребления на базе технологий PLC. Из 6,5 тысяч домохозяйств в  4,5 тысячи присутствует водоснабжение, где съем показателей расхода воды работают через энергоэффективную сеть LoRaWAN, при этом необходимо упомянуть о том что для передачи данных использовалось 2 вида радиомодулей с импульсными и оптическими портами. Оба решения в частности и сеть LoraWAN в общем, по нашему мнению, показали себя наилучшим образом.

Переходим на еще один важный общественный институт – образование. Все школы города обеспечены высокоскоростным интернетом на базе оптоволоконной связи. На входе установлены видеокамеры с системой распознавания лиц, работает бесконтактная система пропусков.

Интернет через Wi-Fi-доступ в г. Акколь

Теперь об уровне цифровизации медицинского обеспечения города: благодаря поддержке нашего партнера АДИС, все машины скорой помощи отслеживаются с помощью GPS. Мы получили возможность анализировать скорость доезда машины, следовательно, и эффективность работы каждой мобильной бригады.

Безусловно, стоит сказать и о безопасности горожан. Мы установили 70 камер видеонаблюдения Dahua, схожих по техническим характеристикам с камерами проекта дорожной безопасности в городе Нур-Султан. Нам удалось избежать трудностей большинства проектов по видеонаблюдению в обеспечении электрического питания для камер дорожной безопасности за счет использования технических решений по «Умному освещению». Т.е. в дневное время осветительные приборы отключаются, но столбы остаются под напряжением.

В качестве VMS служит платформа Milestone (VMS расшифровывается как ПО по управлению видеосъемкой. - Прим. ред.) аналитика и машинное обучение производится в системах IBM Intelligent Video Analytics и PowerAI Vision. Речь идет о довольно продвинутой системе охраны правопорядка, которая способна анализировать поведение людей в реальном времени, выявлять шаблоны и закономерности в правонарушениях.

Стоит сказать и о безопасности горожан: мы установили 70 камер видеонаблюдения IBM Intelligent Video Analytics с системой распознавания лиц. Речь идет о довольно продвинутой системе охраны правопорядка, которая способна анализировать поведение людей в реальном времени, выявлять шаблоны и закономерности в правонарушениях.

Камеры в подъездах Акколя выводят видео на онлайн-платформу АО «Казахтелеком»

Например, мы можем приказать системе обнаружить и вычленить из всех записей людей с определенным цветом рубашки. Система способна распознать оружие в руках прохожего, оставленные на улице сумки.

Камеры установлены в местах скопления людей, вдоль главных улиц, на социально-значимых объектах типа РОВД, акимат, школы, больницы.

Редко бывает так, чтобы все интеграционные компоненты одновременно были готовы к работе. Какие подсистемы «умного города» отстают в скорости внедрения?

За три месяца работы проекта сложно говорить о серьезном отставании какой-либо отдельной части системы. Но показателен в этом плане случай с городскими светофорами, коих в Акколе насчитывается 3 штуки (На этом месте Самат, конечно, улыбается. - Прим. ред.).

Попытка совместить контролеры Comsignal со старым оборудованием

Наши новейшие контроллеры оказались несовместимы со старой начинкой светофоров, что сильно ограничило возможности по настройке алгоритмов управления трафиком. В такой ситуации приходится говорить не столько об отставании какого-либо компонента цифровизации, сколько об устаревшей инфраструктуре, которую следует менять полностью.

Готова ли администрация города принять блог-тур специалистов по IoT, информационной безопасности, связи, чтобы получить конструктивную критику, рекомендации?

Конечно, мы можем только приветствовать такое участие экспертного сообщества в становлении «умного города». Мы обеспечиваем инфраструктуру проекта, руководство города решает стратегические задачи, проектный офис объединяет и координирует работу всех партнеров. Экспертам и наблюдателям найдется место на любом уровне реализации нашего проекта.

Перечислите решения, которые испытываются или уже работают в “Smart Akqol”: 5G, LoRaWAN, e-commerce, Blockchain.

В чем нуждается сейчас “Smart Aqkol”, так это в правильном понимании его возможностей. Перед нами в первую очередь демонстратор технологий. С помощью тех же датчиков LoRaWAN и систем обработки данных мы хотим показать невероятный потенциал «умного города». Правильно настроенная система способна не просто помогать управлять городом, но и предоставлять прогнозы на будущее, подсказывать взаимосвязь сложнейших явлений, оповещать об угрозах.

Даже сейчас «умный город» подкидывает нам реальные задачи, требующие решения. Например, одна только установка датчиков по беспроводной технологии LoRaWAN дала нам возможность эффективно выявлять потери ресурсов города в сетях теплоснабжения, водопровода. Этот прибор размером со спичечный коробок представляет собой мини-передатчик, способный бесперебойно, без подзарядки передавать данные в течение 5 лет.

В Акколь произведена полная замена счетчиков воды (4500 счетчиков) на новые с радиомодулем LoRа

Подключив эти датчики к счетчику расхода воды во всех квартирах города, мы получили возможность анализировать весь массив данных, поступающих со множества счетчиков. Зная среднестатистические показатели расхода воды в рядовом домохозяйстве, мы с легкостью можем выявлять дома, где датчики показывают большие потери воды. Более того, с помощью автоматизированных систем сбора информации акимат города сможет, наконец, создавать адекватные тарифы на ЖКХ.  

Противопожарная безопасность г. Акколь обеспечивается беспроводной работой пожарных датчиков

Показателен и такой частный случай: недавно система обнаружила в одной из квартир снижение потребления воды и электричества. Мы бы не насторожились, если бы не выяснилось, что в этой квартире проживает пожилая женщина. На всякий случай решили проверить. К счастью, оказалось, что женщина уехала в другой город к родственникам.

Вот еще один случай, более сложный. Система показала, что резкое снижение температуры воздуха зимой влечет за собой повышение уровня вредных веществ в воздухе. Казалось бы, какая связь между этими явлениями?

Дальнейший анализ выявил, что при похолодании население города начинает сжигать в своих печах различный мусор, чтобы компенсировать недостаток угля. Следовательно, система дает возможность сделать выводы о важности своевременной поставки горожанам качественного топлива.

Приведу четвертый пример, который оказался совсем уж крепким орешком: мы обнаружили значительную корреляцию между успеваемостью детей в школе и температурой воздуха в домах, где они проживают. Согласитесь, это отличный повод для отдела образования и социальных служб Акколя задуматься над этой проблемой, попытаться привлечь экспертов, которые могли бы объяснить эту взаимосвязь явлений.

Эффект от внедрения технологий виден даже на небольших, казалось бы, эпизодах нашей работы. Представьте автобусы, оснащенные видеорегистраторами, предназначенные для контроля работы транспорта с помощью обработки и хранения: видеоданных с камер установленных в салоне, GPS-модуля для трекинга месторасположения, G-сенсора для фиксации удара автотранспортного средства и т.д. Все эти данные в режиме онлайн передаются в централизованную систему управления средствами встроенного модуля 4G.

Видео-контент идет 2 потоками, дополнительный с более низким битрейтом в онлайн режиме для вывода на экран оператора и основной, для централизованного архива, с гарантированной доставкой по мере улучшения сигнала 4G или появления сети Wi-Fi. Для этого используются паузы во время стоянок автобусов, когда информация сбрасывается в облако. Такой качественный видеоматериал хранится до 30 дней, его можно использовать при любой необходимости (опознание преступников в салоне автобуса, например).

Система наблюдения в транспорте способна контролировать обстановку в реальном времени и сохранять 30 дней видеозапись

О гибкости и масштабируемости «умного города» можно говорить долго. Я уже упоминал компанию АДИС, которая помогает нам в трекинге мобильных медицинских бригад. Так вот, после развертывания такой системы, специалистам АДИС понадобилось всего три дня, чтобы полностью интегрировать свою систему отслеживания скорой помощи с платформой «умного города», которую контролирует наш партнер "Tengri Lab". Три дня для интеграции сторонней системы в общий комплекс — это весьма хороший показатель оперативности.

Впрочем, не стоит ожидать от демо-площадки немедленного решения всех проблем. Даже тщательно отлаженная система видеонаблюдения не улучшит показателей раскрываемости преступности, если полицейские не будут должным образом подготовлены к работе на новом уровне. Медики не научатся вовремя реагировать на прогнозы и аналитику «умного города», если не перестроят свою работу под новые требования. По сути, можно поставить вопрос следующим образом: «умный город» готов принять жителей, но готовы ли к нему сами люди?