Канал интересных IT-статей

Мурат Алиханов о том, как рождаются идеи мобильных приложений

Author: Katerina Klemenkova
11 января 2019

Автор “хайпового” приложения рассказал bluescreen.kz о кухне разработчика, и об аппетитах своих заказчиков

О мобильных приложениях, которые не просто бизнес

Считаю, что мобильные приложения нельзя рассматривать как отдельный вид бизнеса. Не бывает бизнеса мобильных приложений. Как правило, это некое продолжение текущего бизнеса, попытка «оцифровать» бизнес или добавить digital-элементы, чтобы все стало «масштабировано» и современно.  Правда, для нашей команды именно разработка мобильных приложений является способом заработка денег, то есть тем самым бизнесом.

Про онлайн-бизнес в luxury-сегменте

У нас был проект, связанный с софтом для luxury-сегмента. Такой специфичный luxury-гаджет, который  предлагал домохозяйкам специфичные кулинарные рецепты. Мы продвигали это приложение в Европе, и у нас это неплохо получалось — где-нибудь в Германии домохозяйки подписывались на наши рецепты и готовили интересные вкусные вещи. Впрочем, позже программу закрыли. Как оказалось, никто из наших программистов не был готов заниматься поиском и обновлением рецептов.

Чем закончилась волна хайпа от GetContact_

Вторую программу мы закрыли из политических соображений. Это был самый нашумевший проект — аналог GetContact. Мы сделали приложение всего за 3 часа, продемонстрировав способность работать быстро, под высокой нагрузкой. Миллионы пользователей устанавливали приложение на смартфон, чтобы узнать, под какими именами они записаны в контактах у знакомых и друзей.

Интервью с Муратом Алихановым для bluescreen.kz
Фото предоставлено Муратом Алихановым

С самого начала мы понимали, что приложение чревато запретами и скандалами. Закончилось всё тем, что нам пришлось от него отказаться. Нет, мы не продали сервер с базой данных, не оставили себе, а просто нажали кнопку delete. В этот момент на всех платформах приложением пользовались больше двух десятков миллионов пользователей. Программа проработала буквально 3-4 месяца, и нам этого было достаточно для «вирального» роста, то есть для опыта работы с большим числом пользователей.

Про идею, которая не обязана быть новаторской

Сейчас мы пытаемся заняться другим бизнесом. За основу взяли классическую бизнес-модель фитнес-центров. Как показывает статистика, фитнес в Казахстане набирает популярность — люди стали больше думать о здоровье. Наше мобильное приложение 1Fit представляет собой онлайн-абонемент, объединяющий несколько фитнес-залов в одну сеть. Люди хотят совмещать разные направления спорта, но большие универсальные фитнес-центры — дорогое удовольствие. Так почему бы не предоставить им возможность с помощью единого абонемента посещать разные виды спорта и процедур в удобных точках города? В свою очередь мы предлагаем спортклубам новых клиентов, которых они раньше не могли охватить.

Таким образом, идея общего фитнес-абонемента интересна и тем, кто занимается спортом, и тем, кто спорт продает, да и нашим ребятам тоже — работая над приложением, половина команды увлеклась идеями здорового образа жизни. Кстати, подобное приложение успешно работает во многих странах мира – в России, в Европе, в США, в Юго-Восточной Азии, думаю, и у нас в  стране станет популярным.

Как рождаются идеи мобильных приложений

В мире стартапов принято считать, что важна не идея, а проблема, за решение которой люди готовы платить. Но идеи возникают не на пустом месте — большинство работающих проектов уже  внедрены где-то в другой стране. Написать успешную программу за 15 минут — это сказки. За каждым приложением стоит очень тяжелый труд. 80% приложений, которые установлены в вашем телефоне, создавались несколько лет.

К примеру, нам очень понравилась идея общего фитнес-абонемента и мы за нее взялись. Сначала нам казалось, что это не очень сложная задача, но со временем поняли, как много усилий и аналитики она требует. И мы создали этот проект «с нуля». Теперь анализируем пользовательское поведение. Так приходит понимание того, как именно можно улучшить приложение. К примеру, добавили раздел «Избранное», чтобы пользователь мог сохранить собственные тренировки из тех 150, которые предлагает вся сеть. Сейчас думаем над механикой  мотивирования.

Есть и другой способ — когда вы понимаете проблему по-настоящему глубоко, следовательно, ясно видите решения. Но это идеальный вариант. В реальности никогда не угадаешь, какие программы станут мега-популярными.

О работе с капризными клиентами

Люди часто не понимают, что такое программирование, за что именно платят деньги. На этой почве возникают конфликты. Поэтому мы научились дорожить своими нервами, и фильтровать потенциальных клиентов. Достаточно одной-двух встреч, чтобы понять, с кем мы имеем дело. И если человек мало того, что невежда, так еще и не доверяет нашей экспертизе — мы понимаем, что клиент нам не подходит. Неважно, сколько он заплатит, мы сами готовы заплатить, чтобы он ушел.

Смотрите также