Как командам разработки в Beeline удается совмещать плюсы стартапа и большой корпорации

12 декабря 2019

12 мин

Традиционно работа в Beeline ассоциировалась со связью, базовыми станциями, call-центром и офисами продаж и обслуживания клиентов. Но в последнее время можно увидеть активность компании в направлении IT-индустрии. Это и трансформация клиентского опыта в продуктах компании, и участие в профильных конференциях, и проведение митапов.

Нам стало интересно, что происходит под капотом большой корпорации, и как крупный телеком игрок становится технологичной компанией, мигрируя в продуктовую разработку. В офисе продуктовой команды Beeline – в одном из алматинских коворкингов, мы пообщались с ребятами разных профессий: разработчиками, дизайнерами и владельцами продукта.

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Александр.jpg
Александр Пузеев. Руководит командой разработчиков.

Своя разработка цифровых продуктов в Beeline появилась относительно недавно - 2 года назад – это не много. Когда я присоединился к команде, я был вторым человеком с опытом в разработке. Сегодня нас значительно больше. Многое уже есть – коллектив, в котором не скучно, накопленный опыт, методология, стэк технологий (набор технологий на основе которых ведется разработка – прим.автора), но предстоит создать ещё многое.

Мы все еще на этапе стройки. За эти пару лет в компании появилась и развилась BigData, команда, которая работает над продуктами для внутренних юзеров и наше подразделение. Мы занимаемся разработкой клиентских продуктов – мобильным приложением «Мой Beeline», корпоративным сайтом компании, мобильными финансами. У нас есть интернет-магазин shop.beeline.kz, приложения для обслуживания в нашей физической рознице и многое другое

В обществе есть мнение, что Beeline, как оператор, делится только на 2 отдела: один, который ставит базовые станции, и второй, который меняет SIM-карты в центрах обслуживания. Не было ли сомнений идти в такую компанию и заниматься разработкой?

Конечно были, но после встречи с будущим руководством и коллегами – а это открытые и простые люди - сомнения пропали. Я выбрал Beeline как работодателя в первую очередь из-за внутренней разработки. Меня предупредили, что предстоит создать многое в части разработки, и в основном с нуля, а это я люблю. Мне нравится, что сотрудник сам выбирает, во сколько приехать в офис. У нас гибкий рабочий график. Не обязательно быть в офисе именно с 9 до 6. Один день в неделю можно работать удаленно. Ещё к перечисленному преимуществу я бы добавил – понимание проблем разработчиков.

Когда я пришёл в Beeline, многие процессы были не заточены под внутреннюю разработку. Это и более производительная техника (ноуты, мониторы) и возможность работать на других операционных системах (Mac OS, Linux). По некоторым процессам приходилось на ходу искать быстрое решение, а потом утверждать его внутри компании. Например, мы разработали и внедрили в компании новую политику релизов для внутренней разработки, договорились о возможности поддержки продуктов силами самой команды. Нас поняли и дали все необходимое.

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Дима 2.jpg
Второй наш собеседник, Дмитрий Михайлов, он дизайнер и лидирует направление UX (user experience – ред.) в компании.

Моя задача заключается не только в том, чтобы сделать интерфейс красивым и понятным. Я должен думать о том, чтобы юзабилисты и дизайнеры создавали его качественно, в разумные сроки, отталкиваясь в первую очередь от клиентских потребностей. Важно учитывать современные тренды, где-то даже с опережением. Я принимаю участие в разработке большинства наших интерфейсов, поэтому с уверенностью могу сказать, что они все интересные, нет серых, каждый по-своему уникален.

Что ты, как человек с большим стажем в Beeline, можешь рассказать о работе здесь?

Люди приходят сюда работать с удовольствием. Разработчики и дизайнеры – это люди, которым иногда нужно сосредоточится, поймать состояние потока, пообщаться с другими членами команды, пройти обучение или принять участие в конференции. Компания дает время на обучение, с большим выборов курсов, книг. Если у меня появляются какие-то идеи, я их могу предложить и реализовать. Команда выслушает меня, может дать совет или просто скажет: «ОК, давай пропилотируем!» Мы проводим митапы, хакатоны, есть где себя проявить. Я свидетель этой трансформации, как меняются офисы, растет спрос на свою разработку продуктов. Трансформация продолжается, это не дает скучать. Я 7 лет здесь, но нет чувства застоя или скуки. Новые возможности, направления и проекты постоянно держат в тонус

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Алия 2.jpg
Наш третий собеседник – Алия Мирзахметова. Алия - Product Owner.

Расскажи, что, значит быть Product Owner_ом (владельцем продукта прим.автора)?

Это как работа дирижера. В оркестре кто-то играет на гитаре, кто-то на скрипке, кто-то на пианино. Задача дирижера - сделать так, чтобы все играли вместе, и чтобы это звучало гармонично. То же самое в моём случае: я должна общаться с клиентами, понимать их запросы, защищать эти потребности перед стейкхолдерами, и потом только я ставлю задачи команде разработки. Тут важно и на цифры опираться, и правильно передавать эмоции клиентов ребята.

Чем именно ты занимаешься? Расскажи о продукте.

Мы разрабатываем сервис для малого и среднего бизнеса, где можно продвигать свой бизнес через SMS, контекстную рекламу, пуши (push уведомления – прим.автора) и т.д.

Данные для таргета дает наше направление Big Data. В итоге, клиент сам сможет выбирать аудиторию под свои задачи, по полу, возрасту, локации, интересам, может увидеть охват аудитории и стоимость кампании. Пока продукт не в проде (еще не доступен для использования – прим.автора). Сейчас все это работает мануально. А мы хотим автоматизировать и сделать максимально удобно для клиента.

Что тебе нравится тут больше всего?

Тут дают полную свободу, мы делаем все, что считаем нужным для разработки продукта. Главное, чтобы был результат. Мы с дизайнером можем спокойно выехать «в поля» и общаться с клиентами полдня. И то же самое касается разработчиков. Я даю ребятам полную свободу. Мы вместе составляем список приоритетных задач с критериями оценки принятия. Дальше они сами решают, как будут ее воплощать.

Чтобы ребята точно закрыли задачу и чувствовали за нее ответственность, нужно всегда учитывать их желания. Потому что чем больше начинаешь нагружать разработчика, тем быстрее он выгорит. Ну один раз классно отработает, второй, а в третий просто потеряет мотивацию. Поэтому мы всегда спрашиваем: «Ты уверен, что ты закончишь это вовремя?», и его подход меняется, появляется полная ответственность за задачу. Когда человек чувствует, что ему доверяют, лояльно относятся, уважают его выбор и возможности - он готов сделать больше и лучше.

Какие задачи надо решать разработчикам, насколько они интересные?

Если коротко, они решают сложные задачи. Например, наш фронт (front-end developer – прим.автора) - Рома, делает динамический интерфейс, который постоянно меняется в зависимости от выбранного параметра аудитории. Так как данные тянутся из Big Data, делать его динамичным не так легко. Но для Ромы это полезно, потому что он прокачивает себя как чаптер лид  (chapter lead – прим.автора) и он должен знать больше, чем другие ребята и помогать им. А наш бекендер (back-end developer – прим.автора) Азат знает что это очень классный продукт, но сложный. Но ему нравится выстраивать логику, и он круто расписывает алгоритмы. Бывает, что ребята с других команд приходят и спрашивают: «А как ты это делаешь?» и он делится опытом.

Есть поддержка со стороны подразделения, или вы только сами учитесь?

Да, тут дают необходимую поддержку и команде разработки, и дизайнерам, и продакт-менеджерам. Могут купить тебе курс или отправить на конференции. Просто нужно правильно обосновать, для чего это нужно и какой результат даст в итоге. Также, тут всегда есть поддержка других ребят. Например, мы долго бодались с решением по аутентификации и авторизации. А потом просто спросили техлида (технический лидер - примечание автора) из другой команды, он за полчаса всё объяснил, и мы быстро взялись за работу

Следующий собеседник – Нурбек Кабылбай, он – бекенд разработчик, и пришел в Beeline три месяца назад из аутсорсинговой компании. Сейчас он занимается разработкой платежного сервиса Beeline Pay.

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Нурбек 2.jpg
Нурбек Кабылбай, он - бекенд-разработчик. Сейчас он занимается разработкой платежного сервиса Beeline Pay.

Раньше ты работал в аутсорсинговой компании, а потом решил пойти в Beeline, что стало решающим фактором?

На моей прошлой работе не было такого разделения, что ты сидишь и пишешь один продукт и являешься только бекенд разработчиком. Надо было делать почти все. Конечно, я получал какую-то экспертизу в разных направлениях, поработал над различными проектами, увидел разные бизнес-направления, использовал технологии, но глубоко не вникал ни в одно из направлений и знания были поверхностные. В итоге я понял, что мне по душе бекенд, и я хочу сосредоточиться именно на нем. Сюда я пришёл заниматься только одним продуктом, только на стороне бекенда. Тут у меня больше возможности и времени углубиться в это направление.

Есть ли разница между инхаус разработкой и аутсорсом?

В аутсорсе не всегда заказчики давали возможность говорить, что продукт был разработан нашей компанией. А тут ты ближе к основному бренду, ты можешь с ним ассоциироваться. Ты можешь смело заявить: «Этот продукт написал я!». А еще в аутсорсинговой компании в основным были корпоративные закрытые продукты, а тут публичное приложение. Я почувствовал удивление и гордость, когда увидел, что мои знакомые пользуются услугами моего проекта.

Что еще тебе здесь в Beeline нравится?

Нравится, что используют современные технологи и, нравится подход к самой разработке, нравится как построены процессы. Здесь видно, что разработку ведут не дилетанты, а профессионалы. Тут о Скраме (SCRUM – метод управления проектами, прим.автора) не только говорят, а им пользуются. И за три месяца я успел понять, что в этом есть смысл и что это вправду работает.

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Назерке 3.jpg
Назерке Сафина - разработчик программного обеспечения.

Расскажи в начале про свой продукт. Что он из себя представляет? Зачем он нужен?

Наш продукт называется SmartAgent, это приложение для агентов, которые работают в офисах продаж и обслуживания. Раньше для этого использовали вендорные решения. Это была сложная программа, которую устанавливали на компьютер. Новый человек, приходил и тратил как минимум три дня чтобы научиться на ней работать. Это было медленно, замудренно и немного архаично. А мы делаем продукт с простым и легким интерфейсом. Его можно установить на планшет или даже смартфон. Это делает сервис более дружелюбным, а агента мобильным. Плюс, это вдвое сокращает время обслуживания клиента

А в чем состоит твоя работа? Какие задачи тебе приходиться решать? Что нравиться в ней больше всего?

Ну вот на прошлой неделе была задача, связанная с необходимостью регистрировать устройства. Это было нововведение, которое коснулось все игроков на рынке телекоммуникаций. И нам нужно было в короткий срок сделать функционал, который бы позволял регистрировать и управлять устройствами. И я понимаю, что этот функционал - он действительно очень нужный и им реально будут пользоваться. Буквально сразу как мы его запилили, он вышел в прод и им начали пользоваться. Это очень круто на самом деле! То, что ты не ждешь фидбека долго

Что больше всего нравиться тебе в твоей работе?

Нравится, что если у тебя есть какие-то идеи по улучшению или по процессам, то их всегда поддержат. Еще у нас нет одного человека который бы распределял задачи. В других компаниях я сталкивался с тем, что мне редко попадались интересные. Их как-то разбирали между собой. У нас такого нет. Каждый кто желает выполнять ту или иную задачу, может забрать ее себе. Еще один момент, это чувство, которое я могу описать словом оунершип (ownership – прим.автора). Чувство, что этот продукт не чей-то, и ты создаешь его не просто как разработчик, это и твой продукт. Каждый член команды чувствует ответственность. Это очень важно лично для меня.

А за что вы чувствуете ответственность?

Наше приложение, это рабочий инструмент другого человека. Менеджер проводит с ним весь день. И если приложение не очень, если оно всё время ломается или что-то не работает, то мы мешаем работе другого человека, и наоборот если мы облегчаем ее, то все идет как по маслу. И его рабочий день будет намного приятнее. То, что они теперь могут работать в два раза быстрее, это ощутимый результат! И он не абстрактный, мы знаем, что у них происходит в режиме реального времени. У нас есть чат, где операторы пишут какие проблемы у них возникают и отзывы. И когда, они пишут: «Вы такую классную фичу сделали!», это очень приятно.»

Для последнего нашего собеседника работа в Beeline – это  начало карьеры. Билалу Ухаеву 18 лет и он уже разработчик приложений. Вместе с Назерке он работает над приложением SmartAgent.

C:\Users\YJamayev\Desktop\Фото\Билал 1.jpg
Билал Ухаев разработчик приложений. Вместе с Назерке он работает над приложением SmartAgent.

Билал, это твоя первая работа, почему ты выбрал именно Beeline?

Я пришёл в Beeline недавно. Выбрал эту компанию потому что хотел начать карьеру в крупной компании с узнаваемым брендом. Beeline стал для меня хорошим вариантом.

Ты начинающий разработчик, пользуешься какими-то возможностями для обучения?

У нас есть бесплатный доступ к LinkedIn Learning, Coursera и библиотеке Alpina Publishers. Есть возможность 10% рабочего времени тратить на самообучение. Я недавно прошел курс и получил сертификат. Это мой первый сертификат по Java! До это у меня не было никакого документа, который бы подтверждал мои компетенции. И еще у меня есть целый список курсов, которые хочу пройти, и сделаю это в ближайшее время. Так же я читаю книги из библиотеки Alpina, там есть офлайн доступ, можно почитать в дороге. Удобно.

Расскажи, как в команде происходит взаимодействие?

Отношения в команде хорошие. Мы как одно целое. Мы работаем над проектом. Когда ты коммуницируешь с более опытными разработчиками, инженерами, даже просто, когда беседуешь - ты получаешь опыт. Еще такие обсуждения помогают улучшить отношения, а это повышает эффективность всей команды. Если бывают какие-то технические разногласия, мы садимся спокойно обсуждаем, приводим доказательства, аргументы, и приходим к единому мнению и решению.

А еще с кем-то кроме команды ты общаешься?

Да, бывает. Есть профессиональные комьюнити. У нас есть группа разработчиков, мы в ней обсуждаем некоторые темы, кто-то предлагает внедрять новые технологии, рассказывает о них. Общаемся на обеде, во время разных мероприятий и когда интегрируемся по продуктам. Это тоже полезно, знаешь кто чем занимается, к кому можно обратиться за советом! Вообще опенспейс - это круто. Если не шумно, а как у нас, спокойно, все заняты, все работают. Круто, когда ты сидишь и видишь, что коллеги действительно находятся в потоке, это мотивирует. Наблюдаешь, что кто-то активно что-то обсуждает. Видишь, когда человек занят интересной задачей. Это заметно, по тому, как он работает. А еще гораздо удобнее обратиться к коллеге, когда он сидит рядом. Сразу понятно занят он или нет. Круто, что так много разработчиков в одном опенспейсе. И я знаю, что сейчас Beeline активно набирает новых. Я недавно сделал  пост в Linkedin, о том что нужны разработчики.

Честно, если бы мне не нравилось, не стал бы рекомендовать.

Беседа получилась интересная. У компании большой потенциал в инхаус разработке, и каждый представитель команды ясно понимает цель и гордится работой в Beeline. Если вы хотите стать членом команды разработки продуктов Beeline – вам сюда.