Миграция IT-компаний в Азию. Казахстан или Узбекистан?

Миграция IT-компаний в Азию. Казахстан или Узбекистан?

Ситуация, когда российским и белорусским IT-компаниям стало неуютно в собственных странах в силу введенных Западом санкций, развязала борьбу за специалистов, которые ищут новое пристанище. В нее активно втянулись Казахстан и Узбекистан. И тут важен пакет "услуг": от оформления документов и скорости интернета, до комфортного проживания. Узбекистан уже несколько лет создает особые условия для бизнеса в своей стране. Казахстан вошел в этот процесс не так давно, но достаточно активно. Что могут найти специалисты в каждой из этих стран, разбирались в нашем материале.

Почему они уезжают?

IT-компании, пожалуй, можно отнести к самым интегрированным компаниям в мировое пространство, прежде всего, в европейское. Поэтому события в Украине и объявленные повсеместно санкции отторжения российских, а затем и белорусских компаний от европейского рынка, послужило поводом поиска нового пристанища, которое бы позволило и дальше работать со своими партнерами, а для этого необходимо поменять "статус" компаний и обзавестись грузинской или казахстанской банковской картой.

Как отмечает исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал" Артем Тузов (Россия), реальной статистики по оттоку IT-специалистов, нет.

"Пока озвучивают цифры в 5-6 тыс. человек. Несмотря на то, что часть IT-специалистов уезжает самостоятельно, массовый приток может быть только централизованным. Когда IT- компании из России массово переводят свои юридические структуры и группы разработки за границу. Такие процессы наблюдаются. Но компании, занимающиеся, например, IT-аутсорсингом, работают в основном с США и ЕС, и локация в Узбекистане, как и в других странах ЕАЭС, может быть для компаний не столь привлекательной, как для отдельных специалистов", — отмечает эксперт.

Игольное ушко

По мнению ряда экспертов, Узбекистан может стать тем самым "игольным ушком" для российских компаний, которые хотят вернуться на европейский рынок. И чтобы стать реальным хабом для IT-эмиграции, с 1 апреля здесь начали выдавать трехлетние IT-визы для инвесторов, учредителей и специалистов в сфере информационных технологий. А президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил превратить государство в региональный IT-центр и привлечь к работе в нем минимум 30 крупных мировых компаний. В качестве плюшек в стране разблокировали Skype, а там может дело и до Twitter дойдет. Здесь готовы на многие послабления, чтобы IT-специалисты потекли в "Солнечную долину".

На мартовском международном инвестфоруме в Ташкенте президент страны рассказал об условиях, созданных для инвесторов: свободная конвертация валюты, снятие ограничений на репатриацию прибыли, получение международных кредитных рейтингов и выпуск облигаций компаниями, безвизовый режим с 90 странами, упрощенный визовый режим с 60 государствами и прочее.

"Мы продолжим практику прямого общения с инвесторами и предпринимателями во всех отраслях и регионах, используя платформу краудсорсинга и современные цифровые решения. В результате реализуемых нами реформ в течение следующих пяти лет планируется увеличить валовой внутренний продукт до $100 млрд, а ежегодный экспорт — до $30 млрд", — заявил он.

Как отмечает российский аналитик Артем Тузов, отток IT из России наблюдается в отношении всех стран ЕАЭС. Связано это с легкой адаптацией и въездом.

"Между Россией и большинством стран ЕАЭС действует безвизовый режим. А взаимная культурная и экономическая интеграция позволяет легко и просто найти жилье, работу и среду общения. Даже к еде привыкать не требуется. Узбекистанский IT-парк разработал специальную программу для компаний и специалистов для помощи в переезде и поиске работы. А власти Узбекистана приняли программу специальных трудовых виз для IT-специалистов и членов их семей", — отметил эксперт.

При этом он отмечает, что, говоря про юридические лица, переезд в Узбекистан в основном происходит, если у владельца компании есть тесные личные связи в стране.

"Впрочем, это касается и других стран ЕАЭС. Отдельные, самозанятые специалисты, скорее подвержены переезду по политическим мотивам, а не культурным или экономическим. Им важнее находиться в стране, население которой разделяет их политические взгляды. И тут Узбекистан скорее проигрывает Грузии или Армении. Венчурные фонды также опасаются инвестировать в страны и бизнесы, которые могут задеть санкции западных стран. А стоит признать, что все страны ЕАЭС находятся под риском введения подобных санкций. Тесная интеграция экономик внутри ЕАЭС одновременно создает риски, что страны Запада под надуманными предлогами начнут ограничивать бизнес-активность и бизнесов из стран ЕАЭС", — считает Артем Тузов.

Скачок интереса через экосистему

Как отметил генеральный директор международного технопарка "Astana Hub" Магжан Мадиев, наблюдается резкий скачок интереса к экосистеме технопарка.

С конца февраля специалисты международного технопарка IT-стартапов Astana Hub провели около 800 консультаций. В настоящий момент более 100 компаний переехали и находятся на стадии регистрации юридических лиц и становления участниками Astana Hub

Что касается отличия бизнес-климата в Казахстане от других стран (Узбекистана, Армении, Грузии), то, по мнению Магжана Мадиева, важно учитывать разные факторы, будь то уровень цифровизации, скорость интернета, объем рынка, государственную поддержку, человеческий капитал, образование, в целом состояние экономики и даже климат и отношение к иностранцам. То есть для каждой переезжающей компании это всегда совокупность критериев.

"Основным преимуществом Казахстана является наличие собственной экосистемы развития IT-стартапов — Astana Hub, которая предлагает IT-предпринимателям особые условия: налоговые преференции (освобождение от НДС, ИПН, КПН, социального налога), действие английского права, а также Экспат-центр на базе МФЦА, где все госуслуги, связанные с релокацией IT-бизнеса, можно получить по принципу одного окна", — отметил гендиректор.

Кроме того, для резидентов Astana Hub действует упрощенный визовый режим до 5 лет, доступны современная инфраструктура, программы поддержки и обучения IT-предпринимателей, открыта возможность сотрудничества с местными IT-талантами, действует принцип экстерриториальности — компании могут осуществлять свою деятельность из любой точки Казахстана. В то же время технопарк активно поддерживает создание и развитие региональных IT-хабов (Терриконовая долина в Караганде, Abay IT-Valley в Семее). Благодаря предлагаемым условиям, за 2021 год резиденты Astana Hub заработали свыше 166 млрд тенге.

Взгляд извне

По мнению управляющего партнера ASER в Белоруссии Олега Ильина, Казахстан несомненно более привлекателен, чем Узбекистан и, прежде всего, по наличию здесь специалистов.

"Когда выбирают страну для релокации, то учитывается несколько аспектов, исходя из потребностей. Есть простота и скорость — это Грузия, если ментально находится, наращивать персонал, то это Казахстан. Потому что в Грузии вообще нет программистов. Это только "платежка". Те же проблемы с кадрами и в Узбекистане. Опять же, в Казахстане на сегодня значительно больше венчурный фонд, по сравнению с их соседом. Но меньше, чем в Белоруссии", — отметил эксперт.

По его информации, сегодня порядка пяти белорусских компаний смотрят на казахстанский рынок, но это не много. Причин может быть несколько.

"По итогам прошлого года экспорт IT-услуг в Белоруссии составляет $3,2 млрд. В Казахстане эта цифра составила $100 млн. При этом у нас всего 100 тыс. программистов. Немного здесь и венчурных фондов, я насчитал их с десяток. Для примера, в Польше их 150, которые инвестируют миллиарды долларов. Проблему необходимо решать за счет венчурной индустрии, создания фондов, которые будут заливать деньги в стартапы, тогда в Казахстан поедут", — заметил эксперт.

У стартапера Дениса Илевена из Белоруссии свое мнение относительно рынков ЕАЭС. Уже два года как его компания работает в Грузии и Казахстане, где запустили собственный электросамокат eleven.

Так вот, если касаться бюрократии, то она, по мнению предпринимателя, минимальная в Грузии и там больше склоняются к внедрению "зеленых" технологий, это касается и транспорта. Впрочем, и в Казахстане он видит большие возможности по продвижению своего продукта. Для этого есть все: "пробки" и значительное количество теплых дней.

Приезжайте. Мы вас ждем

Есть пословица: хорошо там, где нас нет. Но, меняя дислокацию, человек или компания, все же рассчитывают на комфорт. Как в плане бизнеса, так и проживания. Поэтому страны постсоветского пространства создают максимум условий для экспатов в надежде, что их присутствие оживит рынок, в данном случае, IT-технологий.

К слову, Россия предпринимает все усилия, чтобы не только не потерять своих спецов, но и привлечь новых. По информации РБК, в правительстве разработан законопроект о выдаче вида на жительство иностранным айтишникам по упрощенной схеме. Если документ будет принят, зарубежным ИТ-специалистам, работающим в российских ИТ-компаниях с соответствующей аккредитацией, не нужно будет для получения вида на жительство проживать в России в течение года на основании разрешения на временное проживание.