Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 2.

Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 2.

Первым этапом создания ЭП в Казахстане стала госпрограмма по созданию инфраструктуры е-правительства 2005-2008 года. Главными достижениями этого периода стали запуски проектов: единая транспортная среда, национальный удостоверяющий центр, серверный центр, государственные базы данных физических лиц, юридических лиц, недвижимости, адресов и др.

В этот же период в Законе "Об информатизации" были закреплены понятия электронной цифровой подписи и электронного документа.

Это были революционные нормы, благодаря которым статус электронного документа был приравнен к бумажному с печатью. Тогда тоже было много сопротивлений, так как люди привыкли доверять бумажке и не хотели понимать, что такое "электронный документ". Помню, как возмущались депутаты, ведь это были люди совершенно другого поколения с особым отношением к бюрократии.

В этот же период, в 2006 году, был запущен портал egov.kz. На нем были выведены только информационные услуги госорганов. То есть команда контент-менеджеров перерабатывала всю нормативку по стадиям жизненного цикла человека и просто разъясняла гражданину, как и куда обращаться, если родился ребенок в семье, например.

Сейчас это кажется смешным, но тогда собрать в одну услугу всю разъясняющую информацию, список роддомов, список загсов, а также объяснить человеку, какие нужно оформить документы, например, при рождении ребенка, было очень непросто.

Вся информация была практически рассредоточена по разным министерствам и комитетам, и в открытом доступе ее практически не было. Не было сайтов у многих госорганов. Люди "платили" за то, чтобы им просто разъясняли элементарные вещи, которые должны были быть в открытом доступе. То есть на первом этапе портал egov.kz предоставлял людям только информационные услуги. Хочу заметить, что здесь же на первом этапе создания egov.kz была реализована система типа эстонской "X-road". У нас она называется "шлюз электронного правительства". Это технологии 2001-2006 г.г., так называемый маршрутизатор запросов.

Что хочу отметить еще: параллельно в этот период была запущена программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы. В это время открывались бесплатные компьютерные классы для повышения цифровой грамотности всего населения — от детей до пенсионеров, проводилась оцифровка библиотек, музейных фондов и др. Было обучено около 2 млн человек. В 2008 году программа была поставлена на утрату из-за финансового кризиса.