Канал интересных IT-статей

Что не так со страной, в которой не любят научную фантастику?

Author: Almir Almukhametov
05 июня 2019
Фильм является киноадаптацией одноименного фантастического романа известного китайского фантаста Лю Цысинь. Фото для сайта блюскрин.кз. Источник иллюстрации: http://www.gaokzx.com/c/201904/34164.html

Признаюсь, есть что-то странное в том, чтобы писать отзыв на китайский фантастический фильм, снятый на деньги с доходов AliExpress. Я утрирую, конечно, но это именно так. В создании фильма «Блуждающая Земля» принимала участие корпорация Alibaba Group, частью которого и является AliExpress.

Фильм является киноадаптацией одноименного фантастического романа известного китайского фантаста Лю Цысинь. Да что там известного — выдающегося, если судить по множеству различных китайских и международных наград.

К примеру, в 2015 году за книгу «Задача трех тел» товарищ Цысинь получил почетную премию «Хьюго». И это был первый неанглоязычный роман, удостоившийся этой награды.

Фанаты строили теории и искали скрытый посыл в его произведениях. На эту тему, по вышеупомянутой «Задаче трех тел», была написана целая книга «Физика трех тел».

Лю Цысинь по праву носит титул «отца» китайской фантастики, хотя по плодовитости и размаху ему еще далековато до «дедушки» Е Юнле, на книгах которого выросло не одно поколение китайских инженеров, предпринимателей и просто образованных граждан Поднебесной.

Поскольку с творчеством Лю Цысиня я знаком не был, то буду рассматривать фильм как отдельное произведение.

Особенности китайского Sci-Fi

Что обычно приходит в голову при словосочетании «китайское кино»? Лично мне представляются красочные и фантастические по своему размаху, декорациям и хореографии, фильмы Джона Ву о средневековом Китае, вроде «Битвы у Красной скалы».

Однако время не стоит на месте. В середине нулевых годов руководство КНР предприняло ряд энергичных действий, которые спустя пару десятилетий стали давать плоды. Речь шла о следующем шаге на пути к прогрессу. В китайском, конечно, понимании.

Выяснилось, что большинство ведущих специалистов таких гигантов как Apple, Microsoft или Google, выросли на научной фантастике и черпают вдохновение именно оттуда.

С тех пор компартия Китая радикально пересмотрела свое отношение к этому жанру. С 2007 года в Китае начинают проводиться целые фестивали фантастики, куда приглашаются известные личности, вроде живого классика Нила Геймана.

И знаете, в определенном смысле это сработало. Конечно, вряд ли можно напрямую связывать такие вещи, как научные достижения и растущий интерес к книжкам, но факт остается фактом: в 2016 году Китай впервые в истории обошел США по годовому количеству научных и инженерных публикаций. Их число превысило 426 тысяч против примерно 409 тысяч у американских авторов.

По этому поводу стоит привести цитату из статьи Эйн Кокас, эксперта по китайско-американским отношениям, написанную в The Washington Post:

В «Блуждающаей земле» нам предлагают имидж Китая как лидера будущего. В картину заложены патриотические амбиции всей киноиндустрии Китая.

Эйн Кокас знает о чем говорит. Будучи экспертом по инвестициям в экономику Китая, в миру она больше известна как автор довольно нашумевшей книжки «Hollywood Made in China», в которой описывается стратегия позиционирования Китая на глобальном медиарынке. Включая и формирование нового облика Поднебесной в восприятии миллионов кинозрителей.

Конец гегемонии Голливуда?

Вряд ли творение режиссера и сценариста Франта Гво можно рассматривать как попытку свергнуть гегемонию Голливуда в части производства высокобюджетных фантастических фильмов. Но судя по сборам в Китае (около 700 миллионов долларов), на местном рынке это удалось.

Зрители в других странах оказались более сдержанными в своих отзывах. На различных сайтах оценка зрителей колеблется в районе 6 баллов из 10. Причин тому много, и я попытаюсь в них разобраться.

Апокалипсис по-китайски

Земля на грани катастрофы. Наше светило вдруг передумало «светить везде, светить всегда, до дней последних донца». И по прогнозам, уничтожит Землю через 100 лет, а всю солнечную систему через 300. Руководители всех стран перед лицом общей опасности объединяются в единое правительство.

Ученые всего мира разрабатывают проект по перемещению Земли в другую звездную систему. Для этого по всему шару создаются огромные двигатели, которые должны остановить вращение Земли, свести планету с ее орбиты и отправить блуждать в далекий космос.

Но, как обычно, что-то пошло не так. Резкое «торможение» планеты приводит к стихийным бедствиям, которые стирают с лица Земли половину населения. Другая половина укрывается в подземных городах, поскольку на поверхности царит одна большая «Сайберия».

В центре повествования — история отца и сына, сильно напоминающая историю мальчика Дуга и его отца в рассказе Рэя Брэдбери «Космонавт». Отец улетает в космос «на самое важное задание в своей жизни» и говорит сыну, что превращается в звезду, и сын может всегда его увидеть, посмотрев на звездное небо.

На самом же деле, он отправляется на космическую станцию, которая, якобы, должна прокладывать дорогу и предупреждать Землю о надвигающихся опасностях. Однако, свою функцию она не выполнит…

По прошествии 17 лет Земля приближается к Юпитеру — ученые надеются использовать притяжение газового гиганта в качестве «трамплина», как сделали в свое время знаменитые зонды «Вояджеры». Однако, Земля подлетает слишком близко. Половина двигателей выходит из строя, начинается сплошной дизастер.

Гравитация Юпитера настолько велика, что планета буквально высасывает земную атмосферу. Лю, повзрослевший сын улетевшего на станцию космонавта, оказывается в рядах спасателей.

Притяжение Юпитера настолько велико, что оно притягивает Землю и начинает всасывать земную атмосферу. Фото для сайта блюскрин.кз. Источник иллюстрации: https://zhuanlan.zhihu.com/p/56258732

Сюжет скроен цельно, повествование течет линейно, без скачков во времени и между героями. К главному герою Лю, его деду и приемной сестренке Хан Додо постепенно присоединяются другие герои, и эта гурьба отправляется спасать планету. Тем же самым пытаются заняться отец Лю и его русский друг и коллега – полковник Макаров в исполнении Аркадия Шароградского, известного по ролям в сериалах про «ментов».

К слову, об актерах

Роли отца и деда главного героя сыграли звезды первой в масштабах Китая величины – Джеки Ву и Нг Ман-Тат соответственно. Главную роль исполнил молодой актер Цю Чю Сяо.

Актер Цю Чю Сяо, сердцеед из дорамы «Внутренний дворец»

Меня всегда немного оскорблял обидный стереотип, что все азиаты на одно лицо. Однако, в отряде военных, закованных в силовую броню, с одинаковыми прическами и типажами брутальных вояк, действительно сложно разобрать кто есть кто.

Это актуально и для ученых из отряда. Отличаются между собой только женские персонажи (и то, скорее всего, потому, что их всего два). Актерская игра большинства не показалась мне убедительной, более того, иногда вызывала раздражение.

Ву Цзин, он же Джеки Ву, актер и мастер единоборств

В некоторых моментах, истерия и идиотия достигали такого накала, что фильм хотелось перемотать или выключить вовсе, а очередному герою в истерике — навесить оплеух. Но это, пожалуй, можно списать на особенности восточной актерской школы.

Цу Цзинцзин, 29 лет, известная по живописной картине «Золотая эра»

Порадовали своей игрой только перечисленные мной выше ветераны – Джеки Ву и Нг Ман-Тат. Им действительно веришь.

Визуальные эффекты

Производство фильма обошлось в рекордные для Китая 50 миллионов долларов США. Столько на фантастические фильмы, насколько я знаю, еще не выделялось. Чувствуется масштаб и размах. Чувствуется, что хотели, как в Голливуде.

Но на деле получилось не всё так прекрасно.  Мне удалось посмотреть фильм в максимально доступном качестве, чтобы не было как в анекдоте:

– Что-то мне Битлз не понравились. Фальшивят, картавят, поют неразборчиво…

– А где ты их слушал?

– Да, Мойша напел.

Декорации сделаны неплохо, дизайн транспорта порадовал. Но когда дело доходит до CGI, становится очевидным, что до пресловутого Голливуда китайцам пока далековато.

Тяжело обвинять в плохой физике моделей фильм, где Земля мчится на двигателях на каменном топливе. Однако, когда многотонный грузовик мотает по сторонам, будто он картонный, в мощь этой машины слабо верится.

Общие планы каких-то крупных сооружений не выдерживают никакой критики. Шанхай, закованный льдами, не дотягивает даже до синематик-трейлера к World of Warcraft десятилетней давности.

Если же закрыть глаза на исполнение, то визуально фильм довольно приятен. Понравились некоторые элементы вроде прокладываемого маршрута, возникающего посреди ледяных пустошей.

Итоги

Фильм изобилует штампами и клише, использование которых в западном кинематографе еще в начале нулевых было моветоном.  Завязка сюжета банальна и предсказуема.

В финале фильма, когда вроде как нужно всеми силами сопереживать героям, зритель не особо понимает, что происходит. Во «Мстителях», например, всё предельно ясно. Битва идет за перчатку с камнями бесконечности. Получит ее злодей, будет плохо, получат герои – значит, всё хорошо.

Тут же один герой ковыряется в проводах, другой пинает какой-то пресс, и не ясно, что должно произойти, чтобы было хорошо, а что может пойти не так.

Вызывал чувство легкого недоумения и «сортирный» юмор, который почти всегда приходился не к месту. Диалоги тоже полны штампов и банальностей, хотя несколько забавных моментов всё же было.

Любовная линия отсутствует полностью, что меня даже немного порадовало. Притянутый за уши роман – не лучший голливудский прием, который надо брать на вооружение новому медиагегемону.

По итогу мы имеем очень специфичный и неоднозначный продукт китайского кинопрома. Рекомендуется к просмотру:

Сюжетные огрехи и нестыковки можно списать на то, что китайская кинопромышленность еще слишком молода и неопытна. Но я надеюсь, что через несколько лет она выдаст шедевр, который сможет конкурировать с Голливудом не только на своем рынке, но и по всему мчащемуся в космическом холоде шарику.

Смотрите также