Узнавайте первыми о новостях в нашем Telegram-канале

Есть бесконтакт! Поможет ли запуск Apple Pay нашей электронной коммерции?

  • Bluescreen / TECH, Статьи / Есть бесконтакт! Поможет ли запуск Apple Pay нашей электронной коммерции?

11/01/2019

4 мин

В стране, где первая массовая система бесконтактных платежей в лице того же Оңай появилась всего 3 (три) года назад, даже Apple Pay — реальная сенсация

Недавняя новость о запуске в Казахстане бесконтактной системы оплаты Apple Pay в какой-то мере оказалась запоздалой сенсацией, этаким one-day wonder, который всколыхнул новостные топы именно в силу своей необычности. Мы привыкли к тому, что в оптической системе мировых брендов уровня Apple или Amazon наша страна просто неразличима как отдельный субъект, отсюда и бурная реакция. Да и вряд ли обывателю интересно знать, что запуск Apple Pay состоялся исключительно по инициативе наших казахстанских банков, а единственным усилием, который совершила штаб-квартира в Купертино, был одобрительный кивок головой.

Между тем, статистика НацБанка показывает крайне любопытные цифры о бурлящих внутри отечественной электронной коммерции течениях. Если взять, к примеру, два одинаковых месяца - сентябрь 2018 и 2017, и взглянуть на динамику объемов транзакций с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов, то мы увидим рост на целых 51,8%. Количество транзакций за сентябрь 2018 года составило 76,1 млн, рост по сравнению с сентябрем 2017 года - 88,5%! Для любой равновесной системы такие показатели означали бы взрывную экспансию. Тогда почему тогда в медиазаголовках не наблюдается слов типа «революция», «прорыв», «алақай»?

Смеем предположить, что в нашем случае сработал фактор доверия, который на ограниченных рынках порой становится тем самым архимедовым рычагом, способным перевернуть Землю. Ведь если очертить проблему развития электронной коммерции тремя сторонами классического треугольника «Технологии-Законодательство-Доверие», то все кирпичики давно стояли на своих местах, недоставало лишь той самой «гипотенузы», создающей жесткость - доверия потребителей к платежным картам. И как только доверие возникло, ответная реакция отрасли на заставила себя ждать.

Ведь что такое платежная карта в учебном «школьном» понимании? Это пластиковый прямоугольник, предоставляющий лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг. Ключевым словом здесь является именно это слово - «безнал».

Асылхан Амрекулов, коммерческий директор CloudPayments Kazakhstan, поделился такими фактами:

За первые восемь месяцев 2018 года объем транзакций в интернете вырос более чем в три раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Со слов Асылхана, к концу года общая сумма всех транзакций может достичь 3,3 триллиона тенге (1 триллион в 2017 году!) или 9 миллиардов долларов. В эту сумму входят только те финансовые операции, которые проводились в интернете, то есть любые виды безналичного расчета. А ведь есть еще множество интернет-магазинов и сервисов, которые работают по классической системе оплаты — с помощью «налички».

О запуске Apple Pay, интервью с Асылханом Амрекуловым для bluescreen.kz
Фото: Асылхан Амрекулов

Проще говоря, технологическая основа безналичных платежей в Казахстане работает если не на «ура», то как минимум на твердую «четверку с плюсом». А что насчет второго катета в нашем треугольнике — законодательства?

Владимир Денисов, эксперт в области электронной коммерции, на проблему отраслевых нормативных актов смотрит довольно оптимистично:

«Технически большой разницы между онлайн-проектами в РК и в мире нет. Всё работает на одних и тех же технологических платформах и фреймворках. Локальная специфика проявляется в законодательстве. В РК многие нормы закона не предусматривают отдельных видов платежей, в законе не регламентированы некоторые важные процессы в электронной торговле. Компании и владельцы интернет-магазинов решают эти вопросы каждый по-своему. Скорее всего, в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону, так как интернет-магазинов с каждым днем становится всё больше».

О запуске Apple Pay, интервью с Денисовым Владимиром для bluescreen.kz
Фото: Владимир Денисов

Здесь мы отчасти согласимся с экспертом: для тех же бесконтактных технологий оплаты в нашем законодательстве никаких запретов нет, и жизнь это подтверждает. Еще задолго до нашумевшего запуска Apple Pay три казахстанских банка Qazkom, Halyk bank и Eurasian bank вполне успешно обеспечивали своим клиентам оплату через систему Android Pay, куда более распространенной, чем Apple Pay. И никто сенсации из этого не делал.

Владимир отмечает: разработчики интернет-магазинов видят динамику роста оплаты платежными картами в течении уже более пяти лет. Карты с каждым годом становятся популярнее, даже несмотря закрытие ряда банков. Люди просто мигрируют в более стабильные финансовые институты, при этом не отказываясь от удобств оплаты картой.

Что ждет электронную коммерцию завтра?

Владимир предполагает, что в ближайшие 5-7 лет пластиковая карта в том виде, в котором мы привыкли её видеть, уйдет в прошлое. Эксперт закономерно подводит нас к мысли, что серьезной альтернативы бесконтактным платежам через через систему NFS в обычном смартфоне практически нет.

«Мы просто будем подтверждать платеж с помощью отпечатка пальца, а про всякие там SMS-ки о списании средств вскоре забудем, как забыли когда-то о сообщениях на пейджер».

На закономерный вопрос о факторах риска на пути электронной коммерции в Казахстане, Асылхан Амрекулов отметил три, скажем так, temporary obstacles:

«Во-первых, это привычка. У нас много людей, которые выросли еще в советское время, и они привыкли больше доверять наличным средствам. Поэтому эта часть платежеспособного населения медленно адаптируется к новым веяниям, технологиям.

Во-вторых, это цена сервиса. Среди некоторых предпринимателей, которые оказывают услуги в интернете, существует ошибочное мнение, что если они работают с наличным расчетом, то за эту операцию ничего не платят. А если принимать деньги через банковский терминал или интернет-платежи, то нужно платить комиссию и нести затраты. В основном, подобные мысли возникают у представителей малого бизнеса, потому что крупные предприниматели понимают, что наличные средства тоже облагаются подобной комиссией — их нужно пересчитать, провести инкассацию, а это все стоит денег.

В-третьих, это теневая экономика. Некоторые предприниматели, которые скрывают свои финансовые операции, чаще всего стараются получать плату за свои услуги наличными, ведь им так проще вести черную бухгалтерию».

Похожие материалы

Похожие материалы

Похожие материалы