Digital Whoigital

Когда казахстанскому бизнесу ждать помощи от Big Data?

Author: Vika Zadirako
18 января 2019

Куаныш Абешев, не первый год преподающий студентам основы Big Data, поделился с bluescreen.kz мыслями о взращивании этой новой отрасли на скудной отечественной почве

Первый вопрос, он самый простой — тема больших данных понятна нашему бизнесу?

Тема с каждым днём становится всё понятнее — большие данные и искусственный интеллект активно внедряются в нашу жизнь. Возьмите хотя бы систему распознавания: лиц, автомобильных номеров, отпечатков пальцев, голоса (Siri, OK Google) и много другого.
Если смотреть на Big Data локально, т. е. исключить глобальные продукты поставщиков Amazon, Google и т. д., то на нашем рынке больше всего в Big Data нуждается финансовая отрасль, которая включает: прогноз, риски, страхование, автоматическую бухгалтерию, определение мошеннических операций и многое другое. Кроме того, наш рынок заинтересован в автоматизации тех же парковок (ТРЦ “Глобус” сделали безбилетную оплату по номеру машины), кластеризации и привлечении клиентов (Kaspi Bank, который успешно использует Big Data в маркетинговых целях), распознавание лиц в банках.

Можно ли уже говорить о том, что Big Data состоялся как отдельный бизнес-продукт, или вышел хотя бы на самоокупаемость?

Зачастую Big Data не является дорогостоящим продуктом, однако часто окупаемость впечатляет. Например, SERGEK приносит бюджету Казахстана неплохую прибыль на штрафах. Внедрение такого продукта не дёшево, однако не зависит от количества устанавливаемых камер, поэтому таким внедрением можно пренебречь.

Как планируется повышать уровень защиты больших данных в Казахстане?

Данный вопрос больше в компетенции ученых, которые работают не локально, все их результаты мгновенно публикуются и могут быть использованы в любой стране, здесь Казахстан не исключение. Однако вопрос серьёзный, так как системы с искусственным интеллектом часто подвергаются обману (ложные номера машин поверх настоящих, надеть маску для того, чтобы система не смогла определить личность). А вопрос именно безопасного хранения этих самых больших данных не зависит от его применения — даже без больших данных безопасность является приоритетом в любой серьёзной организации.

Как вы оцениваете уровень подготовки будущих специалистов  Big data в Казахстане?


Наши университеты следуют мировым стандартам в образовании, поэтому в случае компетентных профессоров будущие казахстанские специалисты не должны сильно отставать от зарубежных. Однако подготовка продолжается и после окончания вуза, а здесь мы сильно проигрываем той же Германии или США, где легко пройти стажировку в компаниях, серьезно занимающихся Big Data (Google, Siemens, Microsoft, Bosch).

Какие компании является основными поставщиками инфраструктуры больших данных для Казахстана?

Как и во всём мире, это Microsoft, Google, Amazon.

Недавно мы беседовали с Асхатом Мурзабаевым из Petrel AI, который уже активно работает на рынке больших данных. Есть ли у вас аналогичные примеры?

Мы являемся в первую очередь образовательной организацией, поэтому нет. Однако совместно с Yessenov Foundation мы сотрудничаем с крупными компаниями (АТФ Банк, Beeline, Chocolife, Kaspi, Первое Кредитное Бюро и др) не только для подготовки кадров, но и для решения некоторых их задач.

Какие меры нужно предпринять для более активного развития Big Data  в Казахстане?

Наша молодёжь сильно заинтересована в новых технологиях. Среди студентов есть действительно талантливые ребята, которые были бы рады поддержке со стороны государства в переквалификации. Кроме того, было бы хорошо, если такие агентства, как НАТР ( Национальное агентство по технологическому развитию) поддерживали больше именно рисковые проекты в области AI и Big Data.  

В чем специфика нашего рынка применительно к международной практике больших данных? Слабая представленность казахского языка в Сети? Мизерная емкость?

На самом деле отсутствие серьёзных языковых корпусов казахского языка — это действительно проблема. Но кроме этого, проблема в отсутствии соответствующей индустрии — автомобильных заводов, участников рынка , занимающихся производством компьютерной техники или робототехники, других компаний, в которых Big Data применялось бы в полную силу. Это проблема, пожалуй, не только Big Data, но и обычных программистов.

Каким образом большие данные востребованы в бизнес-среде?

В основном таргетированная реклама и рекомендательные системы.

Можете привести примеры больших данных на службе государства?

Пожалуй, SERGEK здесь является лучшим примером.

Как в больших данных будет реализован переход на латиницу, может какой-то дополнительный бюджет, есть ли сложность?

Это скорее облегчит жизнь всем программистам, никаких сложностей я здесь не вижу.

Как вы относитесь к внедрению больших данных  в творческой деятельности, например, кинопроизводстве?


Отлично. Практика показывает, что искусственный интеллект избавляет тех же кинооператоров от многой рутинной работы. Программы, которые автоматически обрабатывают и преобразуют фотографии вообще с ума сводят. Думаю, это всё только на пользу, так как скорость работы увеличивается в разы.

Смотрите также