7 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их близкие могут попасть на мошенников

7 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их близкие могут попасть на мошенников

7 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их друзья или близкие могут отреагировать на мошенническое сообщение с просьбой подтвердить данные своего счета, а 63% казахстанцев не уверены, что способны распознать онлайн-мошенничество.

Согласно последнему исследованию Visa Stay Secure 2023, проведенному Wakefield Research, 7 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их друзья или близкие могут отреагировать на мошенническое сообщение, а 63% казахстанцев не уверены, что способны распознать онлайн-мошенничество.

Об уровне осведомленности о мошеннических схемах социальной инженерии свидетельствуют показатели: 85% казахстанцев вероятнее всего не распознают "тревожных звоночков", указывающих на то, что они столкнулись с преступниками в сети. Также, согласно исследованию, каждый второй казахстанец по крайней мере один раз попадал на крючок мошенников, а 23% из них — были обмануты несколько раз.

"В современном цифровом мире, мошенничество становится все более изощренным, а злоумышленники используют новые подходы для обмана доверчивых потребителей. Будь то посылка, задержанная на таможне, подписка на стриминговые сервисы, срок действия которой истек, или подарочная карта на любимый бренд — мошенники используют чрезвычайно убедительные тактики, чтобы обманывать людей. Учитывая стремительный рост доли цифровых платежей, сейчас как никогда важно, чтобы потребители понимали язык мошенничества и оставались настороже", — объясняет Чарльз Лобо, региональный директор по управлению рисками Visa в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

Почему потребители осознают опасность, но все равно попадают на крючок мошенников?

Основные выводы исследования Visa Stay Secure 2023:

  • Опыт или наивность. Несмотря на низкий уровень уверенности казахстанцев в собственной способности распознать мошенничество, респонденты, считающие себя осведомленными относительно тактик онлайн-злоумышленников, с большей вероятностью нажмут на фальшивую ссылку или откликнутся на мошенническое предложение. Так, 51% "осведомленных" казахстанцев отреагируют на сообщение, содержащее хорошие новости, а 40% отреагируют на просьбу выполнить срочные действия, тогда как среди тех, кто сомневается в своей бдительности, так же поступят 49% и 41% соответственно.
  • Люди беспокоятся об уязвимости других. 4 из 10 казахстанцев обеспокоены тем, что их друзья или близкие могут отреагировать на мошенническое сообщение с просьбой подтвердить данные своего счета. Более половины респондентов (59%) переживают, что их друзья или родственники попадутся на уловки мошенников, предлагающих бесплатную подарочную карту или товар с сайта. Вызывает беспокойство казахстанцев, что жертвами онлайн-мошенников становятся пенсионеры (69%) и дети или несовершеннолетние (16%).
  • То, что вызывает у людей подозрения. Меньше всего казахстанцы верят запросам о смене пароля: для 79% опрошенных такие сообщения находятся в тройке самых подозрительных. Менее подозрительными являются сообщения о доставке (всего 30% указали в тройке главных источников подозрений), электронные письма с объявлением о распродажах или новых продуктах (46%), или приглашение оставить отзыв о недавнем опыте (20%) — всем этим могут воспользоваться мошенники.
  • Не заметить "тревожные звоночки" легко. Только 48% казахстанцев проверяют официальный адрес электронной почты, с которого было отправлено сообщение, а 41% — было ли к сообщению прикреплено название компании или логотип. Менее половины ищут номер заказа (49%) или номер счета (25%). Любопытно, что только 36% опрошенных казахстанцев следят за тем, чтобы текст сообщения был составлен корректно.

Расшифровка мошеннического языка

Мошенники используют различные подходы к созданию сообщений, чтобы они выглядели подлинными, подталкивая получателей к немедленным действиям. Исследование Visa Stay Secure 2023 выявило какие фразы с наибольшей вероятностью указывают на мошенничество, и исследовало насколько уязвимыми к ним являются респонденты в Казахстане.

  • Срочность: киберпреступники часто подчеркивают срочность, чтобы побудить людей действовать, например, перейти по ссылке или ответить отправителю. До 42% казахстанцев поверят сообщениям об угрозах безопасности, например, о похищении пароля или утечке данных, или сообщениям от государственного учреждения или правоохранительных органов.
  • Позитивные новости: 50% респондентов выполнили бы действие, о котором просят мошенники, если бы сообщение содержало хорошие новости, например, "бесплатный подарок", "Вас выбрали" или "Вы — победитель". 27% казахстанцев перейдут по ссылке или ответят на сообщение, если оно предлагает финансовую возможность, причем наиболее вероятно на этот крючок попадет молодежь из поколения Z и миллениалы (29%), тогда как наиболее недоверчивы к такого рода предложениям пенсионеры (13%). Однако половина опрошенных пенсионеров поверят фальшивому уведомлению государственного учреждения (50%), в то время как для молодежи из поколения Z этот показатель равен 31%.
  • Требуется действие: 41% отреагировали бы на фразы, содержащее просьбу выполнить действия, хоть респонденты и относятся с наибольшим подозрением к просьбам сбросить свой пароль.

Обратите внимание на "тревожные звоночки"

Защитить себя возможно, потратив несколько дополнительных минут перед нажатием на ссылку, чтобы в том числе проанализировать язык, используемый мошенниками.

Простые, но эффективные советы:

  • Не делитесь ни с кем данными своего банковского счета. Никогда и никому не сообщайте пароли и коды — даже тем, кто представляется сотрудником банка. Не нажимайте на ссылку, не убедившись, что она приведет вас туда, куда обещают в сообщении.
  • Регулярно проверяйте сообщения, которые уведомляют вас в режиме реального времени в СМС или по электронной почте о покупках, совершенных с использованием вашего счета.
  • Если вы не уверены в подлинности сообщения от банка, позвоните по номеру, указанному на корпоративном сайте или обратной стороне ваших кредитных и/или дебетовых карт.