30% жалоб на интернет-мошенников приходятся на праздничный сезон: что делать?

30% жалоб на интернет-мошенников приходятся на праздничный сезон: что делать?


С приближением праздников на онлайн-платформах заметно возрастает активность: пользователи ищут подарки, публикуют разные объявления, арендуют жилье для отдыха и совершают множество других сделок. Однако сезонный рост активности также привлекает мошенников, которые используют это время для осуществления различных мошеннических схем. Особенно в последние годы в Казахстане наблюдается рост мошенничества в онлайн-среде, что подчеркивает важность информирования пользователей о рисках и способах защиты.

По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан и polisia.kz, в период с ноября по январь количество жалоб на мошенничество в интернете увеличивается на 30-40%. В 2024 году было зарегистрировано более 17 тысяч случаев интернет-мошенничества, что на 13.5% больше по сравнению с предыдущим годом. В 2024 году казахстанцы потеряли более 20 млрд тенге из-за интернет-мошенников. Активно используются схемы, связанные с поддельными объявлениями о продаже товаров и услуг, фальшивыми сайтами и лже-продавцами. 

Наиболее распространенные схемы обмана:

  1. Поддельные объявления о продаже товаров: Мошенники размещают фальшивые объявления о продаже популярных товаров по заниженной цене, чтобы привлечь внимание покупателей. После перевода денег товар не поступает, а контакт с продавцом обрывается. В Казахстане случаи подобных мошенничеств составляют более 40% всех зарегистрированных интернет-мошенничеств.
  2. Фальшивые платежные системы: Злоумышленники создают фальшивые страницы с оплатой через банковские карты или электронные кошельки, где пользователи вводят свои данные. В результате их банковские счета становятся объектом для кражи средств. 
  3. Лже-продавцы: Мошенники представляются продавцами товаров или услуг, но после получения предоплаты исчезают. Особо часто эти схемы встречаются в объявлениях о аренде жилья или продаже автомобилей.
«В преддверии праздничного сезона особенно важно проявлять осмотрительность. Мы рекомендуем гражданам быть внимательными, не передавать личные данные третьим лицам и при малейших подозрениях обращаться за помощью к правоохранительным органам. Только совместными усилиями можно минимизировать риски и обезопасить себя от действий мошенников», – отметили в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
«Праздничный сезон — время не только радости, но и повышенной активности мошенников. Мы советуем нашим пользователям сохранять бдительность, проверять информацию о продавцах. Следуя простым рекомендациям, можно избежать неприятных ситуаций и сохранить праздничное настроение», — отметили в пресс-службе OLX.

Мошенники находят новые способы обмана, используя доверие людей в условиях спешки и праздничной суеты. Поэтому крайне важно сохранять спокойствие, проверять достоверность информации и избегать сомнительных сделок.