Agile: какая польза от Scrum и Kanban и зачем это нужно компаниям
В последнее время такие термины, как Scrum и Kanban переживают пик популярности. Для многих это еще что-то неведомое и не совсем понятное, но тем не менее большинство компаний в Казахстане уже трансформируют свою культуру по пути Agile, Scrum и Kanban. В рамках форума образовательных технологий «EdTech: Transition to the Future» Бюро МФЦА организовало мастер-класс с Agile-практиком, коучем Абылаем Айкеевым. Мы поговорили с Абылаем и узнали, чем отличаются между собой Agile, Scrum, Kanban, как и зачем внедрять эти подходы, и с каким ожиданием и реальностью сталкиваются компании на пути трансформации по Agile.
В исследовании ScrumTrek 2020 года, которое проводилось в России в партнерстве с Project Management Institute Moscow, было опрошено 1240 человек. Результаты исследования свидетельствуют о том, что Agile набирает обороты и представлен в следующих областях: ИТ — 42%, финансы — 18%, также наблюдается рост в сферах промышленности, продакшена, продажах, отраслях телекоммуникации, энергетики и других.
Абылай, зачем компаниям внедрять Agile? Какие преимущества при работе по Agile. Чем отличаются между собой Scrum и Kanban методы?
Могу назвать три важные причины, почему компаниям выгодно внедрять Agile, и это отражено в исследовании ScrumTrek. Работа по Agile помогает правильно расставлять приоритеты, управлять рисками и видеть прозрачность ведения проектов, т.е. вы можете видеть, кто работает над проектом, на какой он стадии находится и когда будет завершена работа. Благодаря этим процессам ускоряется собственно выход продукта на рынок – исследование ScrumTrek показало, что этой цели достигают 61% компаний.
Но результаты не всегда совпадают с некоторыми ожиданиями, в частности это касается IT-компаний. Возьмем топ-5 целей, которые преследовали IT-компании при внедрении Agile: управление изменениями, улучшение качества продукта, согласованность бизнес-процессов внутри компании с IT департаментом, прозрачность ведения бизнеса и бизнес-процессов, а также скорость поставки продукта. При этом зачастую для компаний скорость поставки продукта не является приоритетом, больше, конечно, упор идет на качество самого soft-а.
Что же получают компании? Улучшается управление изменениями, но вместо качества продукта повышается прозрачность ведение процессов, а качество улучшается не так сильно, как бы хотелось бизнесу. Также улучшается скорость поставки продукта.
Если резюмировать, то всего два эффекта от Agile не превосходят ожидания – это снижение затрат на производство продукта и повышение его качества. Надо понимать, что влияние Agile в первый год заметно будет не сразу.
Scrum — это фреймворк, согласно которому одна или несколько кроссфункциональных самоорганизованных команд создают продукт инкрементами, то есть поэтапно.
При внедрении Scrum компании столкнутся с финансовыми расходами. Сам по себе метод Scrum — довольно жесткий и потребует дополнительных инвестиций, но с другой стороны компания получает лучшую команду, управление изменениями и улучшает скорость поставки продукта, поэтому необходимо правильно взвешивать свои ожидания от вводимых подходов. Выгода от Agile долгосрочная – за короткий срок можно получить ускорение поставки и прозрачность процессов, остальные показатели улучшаются чуть позже.
Примечательно, что доля компаний, которая использует Scrum, начинает падать, сегодня больше и больше компаний отдают предпочтение Kanban методике.
Kanban — метод управления и улучшения самого сервиса, ускорение этих улучшений и развитие бизнеса.
Метод помогает непрерывно улучшать сервис. Kanban рассматривает сервис, как цепочку нематериального производства, а организацию как цепочку взаимосвязанных сервисов. Данный метод применим не только в IT-командах, не только в сфере, где все запутано и непонятно, чего хочет клиент, а также в классических сервисных командах, где есть четкое понимание, откуда падают запросы и что необходимо выдать клиенту.
Kanban отлично работает во всех этих сферах, и это является одной из причин, почему данный метод выбирают компании. Плюс ко всему сам он более гуманнее, чем Scrum, так как он предполагает, что изменения начинаются с того, что есть в компании и это является базой (baseline - м), чтобы улучшаться дальше. Здесь действует принцип непрерывного совершенствования, как lean management, то есть необходимо совершенствоваться во все стороны улучшения, при этом затрагивая не только скорость поставки, но и качество самого сервиса. Kanban улучшает процессы, а не устанавливает «новый порядок вещей».
Если же взглянуть на индустрии, которые используют Kanban метод, то это IT-индустрия, финансовый сектор, инжиниринг и технология, также он популярен в консалтинге, в телекоммуникациях, здравоохранении (медицина) и менее популярен в производственных отраслях.
Что получают компании при применении Kanban метода?
В первую очередь, это улучшение прозрачности потока работы. Также улучшается скорость вашего сервиса, взаимосвязь между бизнес и support-командами, а также качество сервиса и удовлетворенность заказчиков.
Как только вы заходите с Kanban методом, мы сразу же смотрим на то, где можно снизить перегрузки и найти баланс между спросом поступающим в виде задач и возможностями команды.
Снижение перегрузок — это первое, что дает нам данный метод при персональном использовании, вы сможете сфокусироваться на качестве работы, у вас повысится мотивация, вы испытываете постоянную гордость за проделанную работу, так как начинают ускоряться поставки и улучшаться работа. Как я говорил, метод гуманный. «Начинайте с того, что есть сейчас и договоритесь об эволюционных изменениях», — это и есть принцип Kanban.
Расскажите о своем опыте? Вы проводите тренинги? Где компании могут обучиться?
Сейчас я работаю в компании Beeline. Agile подход мы начали здесь внедрять с 2017 года, сначала это был Scrum, потом мы начали в некоторых командах использовать Kanban метод. Мы разработали карту внедрения Kanban с его основными практиками, в целом на одну команду уходит 8-10 недель для подкрепления и сопровождения. Мы также сфокусировались на том, чтобы сократить потери в операционных процессах, начали менять культуру отношения к ошибкам. Мне нравится утверждение «если мы видим какое-то красное отклонение», то для нас это возможность к улучшению.
Мы перестаем начинать и начинаем заканчивать — это один из принципов Kanban. Любые совещания у нас начинаются с доски визуализаций, в работе используем jiro систему, а также проводим своего рода check-ups по статусам задач и продуктов, циклично планируем определенные активности. Цель – понять, что мы можем сделать сегодня, чтобы завершить задачу.
В ноябре этого года совместно с Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА и The Forсe Kanban School планируется запуск тренингов по Kanban методу. The Force Kanban School — это первая организация в Казахстане, которая будет представлять Kanban Университет. Открытие планируется на базе Бюро МФЦА. Будут представлены 3 программы:
● Team Kanban Practitioner — класс уровня практикующий, позволяет понять и применять основные концепции Kanban метода. По окончании тренинга участники получат международный сертификат со степенью Team Kanban Practitioner.
● Kanban System Design — это интерактивный двухдневный курс, и самый популярный тренинг от Kanban университета. Сочетает в себе теоретическую часть, групповые обсуждения и практику: полностью захватывающее моделирование, чтобы проиллюстрировать, как метод Kanban помогает отдельным лицам, командам и организациям управлять и улучшать доставку продуктов и услуг своим клиентам.
● Kanban System Improvement — тренинг про улучшение Kanban-систем в организации.
После прохождения тренингов Kanban System Design, Kanban System Improvement у слушателя будет степень Kanban Management Professional.
Всю информацию вы сможете найти на официальном сайте Kanban University – здесь вы сможете прочитать про точки роста и в каком направлении можно развиваться с Kanban. В Казахстане планируется открытие пока только базовых курсов этого Университета, и подробную информацию по курсам вы найдете на сайте The Force Kanban School.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте новости первыми!