Александр Нагорный, директор по продуктам Kolesa Group: Кто такой product-менеджер

Александр Нагорный, директор по продуктам Kolesa Group: Кто такой product-менеджер

IT-бизнес породил множество новых профессий, и обывателю легко в них запутаться. Ранее мы совместно с Kolesa Group рассказывали, кто такие дата-сайентисты, теперь же пришло время пролить свет на еще одну профессию — product-менеджер.

Управлять IT-продуктами не так просто, как может показаться. Стандартных навыков управления командой недостаточно, нужно полностью погрузиться в проект и ясно понимать, что делает каждый участник рабочего процесса. Именно для этого и существуют «многорукие и многоголовые» специалисты, гордо называющиеся product-менеджерами.  

Александр Нагорный, директор по продуктам Kolesa Group, рассказал о профессии и поделился советами для тех, кто хотел бы себя попробовать в этой стезе.

Чем product-менеджер отличается от обычного менеджера?

Для того чтобы понять, чем они отличаются, давайте посмотрим на их определения. Менеджер — управленец, ответственное лицо, которое управляет процессами в определённой области. Менеджер проекта — человек, который управляет проектом и несёт за него ответственность. Зачастую в компаниях их называют просто менеджерами. Продакт-менеджер — человек, который управляет продуктом и несёт за него ответственность. В наших реалиях зачастую это наёмный директор, на котором лежит ответственность за бизнес.

Обычный менеджер зачастую выполняет поставленную ему задачу, не задавая вопросов. Это дисциплинированный и исполнительный человек. Если человек с деньгами попросил менеджера организовать поставку 10 вагонов угля из точки А в точку Б к такому-то сроку — так и будет.

Продакт же начнет задавать вопросы. Почему мы это делаем? Почему именно 10 вагонов? Почему именно угля? Основное отличие — уровень вовлеченности. У продакта он более высокий. Он берется за более глобальную цель, например, увеличить доходность в два раза за два года.

При этом в разных компаниях и индустриях роли, задачи и инструментарий продактов могут различаться. У нас продакт отвечает за основные показатели, генерирует, тестирует и внедряет идеи по их улучшению, руководит продуктовой командой, создает в ней крутую рабочую атмосферу.

Что такое продуктовый подход?

Это когда ты ничего не делаешь просто так, а четко понимаешь, зачем и что нужно делать. Тебе это не снится во сне,  а ты на цифрах все это проверяешь, работаешь через аналитику и в целом действуешь осознано, а не по наитию.

Почему product-менеджмент стал таким хайпом в последнее время?

Продуктовый подход в менеджменте пришел к нам не так давно вместе с развитием IT. Но когда я читал биографию Генри Форда, подумал, что он уже тогда был продактом и поэтому опередил многих современников. Сейчас эти знания систематизировали и дали новое название.

При этом требования к менеджерам повысились: нужно быть чуть-чуть маркетологом, чуть-чуть дизайнером и чуть-чуть разработчиком. Это новое поколение не хочет ассоциироваться со старыми менеджерскими практиками, поэтому назвало себя по-другому — product-менеджеры.

Как становятся продактами?

Совершенно по-разному. Я, например, начинал карьеру в IT 10 лет назад с дизайна. Во время учебы в университете устроился в одну карагандинскую веб-студию. Там встретил единомышленников, с которыми вместе решили запустить стартап. Он полетел. Я там рисовал всё — от брошюрок до интерфейсов. И, как любой продакт (тогда я еще не знал, что продакты так делают), стал задавать вопросы: «Почему дизайн выкатывается так долго? Почему в приоритете те или иные задачи? Почему мы делаем что-то, чем мало пользуются?».

Через эти вопросы я втянулся в проектный менеджмент, познакомился со стандартом PMBoK, диаграммой Ганта, roadmap и другими инструментами, которые позволяют декомпозировать задачу или проект, следить за исполнением, прогнозировать и называть внятные сроки.

На многие вопросы ответов не было, и чтобы их найти, я начал обвешивать продукт метриками, строить воронки — все это и есть продуктовый подход. Углубился в Yandex.Metrica, AppMetrica, Google Analytics, системный анализ.

В мое время онлайн-курсов почти не было. Сейчас их много, на одной Coursera штук 10.

Считаю, что MBA — это бизнес-основа продакт-менеджмента. Но для работы в IT нужно знать много специфики сверх программы MBA, говорить на языке разработчиков и аналитиков, понимать, как работает интернет.

С теорией понятно — можно пройти курсы, прочитать книги. Но все хотят продактов с опытом. Где его взять?

Product-менеджер — это ведь предприниматель в найме. Значит подойдет почти любой предпринимательский опыт. Начать можно вообще без чьей-либо помощи: вывести гипотезу, провести исследование. Можно на улице у людей спросить, нужны ли им условные розовые тапочки. Если большинство ответит «да», заказать розовые тапочки с AliExpress, построить лендинг, привести трафик, получить какие-то результаты и проанализировать их. Поздравляю, у вас теперь есть опыт!  

Какие главные боли есть у продакт-менеджеров?

Я побывал уже, наверное, на сотне собеседований с продактами и что могу сказать:

  • Люди набираются теории и не могут от нее отступить. Часто нужно смотреть шире. Я с гораздо бОльшим желанием беру ребят, которые имеют хоть какой-то опыт своих стартапов или хотя бы работы на дяденьку, но с живым мозгом. В отличие от людей, которые бесконечно смотрели курсы, читали книжки и погружались в теорию.
  • Многие продакты разделяют product-менеджмент и project- менеджмент. Многие из них считают, что проджекты и все остальные члены команды должны браться за ту работу, в которую он сам погружаться не хочет. Это опасная дорожка.
  • Третья штука — про диванных экспертов, которые заходят на сайт на пять минут, а потом дают «экспертное мнение» про дизайн и функционал, не понимая, что продукт обвешан всеми возможными метриками.

Мы всё прекрасно понимаем про каждую кнопку, каждую строчку кода и про поведение наших пользователей. И если над какими-то вещами мы работаем чуть меньше, это только потому, что они важны для меньшего числа пользователей. Мы судим по поведению всех пользователей, которых у нас на каждом продукте по несколько миллионов, а человек судит по своему субъективному ощущению.

В чем разница между работой продактом в Штатах и в Казахстане?

У них это все существует 20 лет, а у нас 3-5. Они успели уйти во многих вещах вперед. Там гораздо выше конкуренция, тяжелее пробиться, очень много талантливых ребят, которые приехали строить карьеру. Здесь конкуренции меньше. Но подходы в Штатах и Казахстане используют одинаковые.

Сколько зарабатывают продакты?

По-разному. В регионах начинающие специалисты зарабатывают от 200 тысяч тенге. В Алматы, Астане и Шымкенте — от 400 тысяч.

Верхнего горизонта нет, ведь можно достичь определенного уровня, когда бизнес поймет, что без вас он полетит на дно. Тогда можно получить долю в компании.

Можно стать топ-менеджером и применять продуктовый подход на новом уровне.

Можно накопить стартовый капитал и применить свои глубокие знания бизнеса уже в своем продукте. Человек с продуктовым подходом везде себя найдет и будет любую, даже физическую работу делать лучше других.

Что бы ты рекомендовал почитать или посмотреть новичкам?

  • Книгу Олега Тинькова «Бизнес без MBA» — новички обычно от неё в восторге.
  • Книгу «Кайдзен» — я активно пропагандирую кайдзен-отношение к работе.
  • Рекомендую поизучать стандарт менеджерской деятельности PMBoK — есть курсы на YouTube, можно поучиться на Coursera бесплатно.
  • Если есть возможность поучиться за деньги, стоит просто изучить проектный менеджмент.
  • По традиции рекомендую Школу менеджеров Яндекса.
  • Можно почитать Telegram-канал Михаила Табунова —  https://t.me/bossofyourboss, но это не с нулевыми знаниями.

От редакции: Надеемся, что советы нашего спикера помогут тем, кто решил бросить себе вызов и попробовать освоить новую профессию.