Антифрод: полиция о борьбе с киберпреступлениями в Казахстане

Киберпреступления становятся всё более изощрёнными и массовыми. Интернет-мошенники используют самые современные технологии для того, чтобы обмануть граждан и выманить у них сбережения. В связи с этим вопрос кибербезопасности приобретает особую актуальность. В период с 13 по 15 августа на территории Республики Казахстан проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Антифрод».  

О том, как проходят подобные мероприятия по борьбе с киберпреступлениями, и что могут сделать граждане для защиты своих данных, рассказывает начальник отдела по борьбе с киберпреступностью Департамента полиции города Астаны Олжас Майтканов.

Расскажите об оперативно-профилактическом мероприятии: как оно проводится и на что направлено?  

Цель данного мероприятия — снижение фактов интернет-мошенничества, совершаемых в отношении наших граждан. А также профилактика, чтобы донести как можно больше необходимой информации до населения об использованных методах и способах интернет-мошенничества и предупредить.  

Основная наша цель – оповестить население о методах и способах совершаемых интернет-мошенничеств. Такое оповещение происходит через республиканские каналы, теле- и радиопередачи, даже в домовые чаты рассылаем актуальную информацию. Такое мероприятие проводится ежеквартально по всему Казахстану. 

Какими самыми распространенными способами и схемами пользуются интернет-мошенники?  

Самая распространенная схема сейчас – это когда звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов, чем вводят в заблуждение граждан, потенциальных жертв. Мошенники путем обмана подводят их к тому, чтобы они сняли все свои денежные сбережения и перевели на подставные счета мошенников или оформили на себя кредит. Тем самым пытаются извлечь из потерпевших максимальную финансовую выгоду.  

Вот при совершении таких преступлений зачастую используется различного рода программное обеспечение, например, IP-телефония для подмены абонентских номеров. Фактически они осуществляют звонок посредством IP-телефонии, но у потерпевших высвечивается тот абонентский номер, который установили злоумышленники. 

Также используют различные программы с искусственным интеллектом для подмены голосов и лиц, то есть, могут наложить любое лицо при видеозвонке. Допустим, взять любое фото со свободного доступа в интернете, наложить его и разговаривать тем же голосом того человека, кем они представляются. Зачастую в этой схеме злоумышленники представляются известными личностями, высокопоставленными чиновниками, руководителями крупных организаций, национальных компаний и так далее. 

Соответственно, потерпевший, получая такое сообщение или звонок, не задумывается, реально ли он разговаривает именно с тем человеком, от кого производится звонок, доверяя ему и действуя под его диктовку. 

Есть статистика, сколько таких случаев регистрируется в Казахстане? 

С начала текущего года только на территории города Астаны зарегистрировано 2937 интернет-мошенничеств, связанных с информационными технологиями.

Раскрыто на данный момент – 531. Но при расследовании таких преступлений имеются определённые трудности – это временные затраты. Это не обычное рядовое преступление, как, например, кража. Обычные кражи раскрываются примерно в течение 1-2 суток. В случае с интернет-мошенничеством сам преступник может находиться далеко за пределами Казахстана. Такое преступление имеет трансграничный характер, в связи с чем расследование затягивается и требует много времени.

Опять же, преступники совершенствуются, если раньше они звонили со стран ближнего зарубежья, мы могли отличить их по специфическому говору и акценту. В настоящее время они используют различные программы с функцией подмены голосов, и уже эти голоса более схожи с нашим диалектом, и в этом случае будет сложнее понять, что человек разговаривает с мошенником. 

Наверняка в регионах страны ситуация с киберграмотностью хуже и там больше жертв интернет-мошенников, чем в крупных городах? 

Да, все верно. Элементарно, не соблюдается кибергигиена. Многие потерпевшие просто сами оставляют реквизиты банковских карт, передают ту или иную информацию незнакомым людям, после – становятся жертвами таких мошенников.  

Какие возрастные группы более уязвимы для интернет-мошенников? 

Я бы здесь поделил по методам. Среди случаев в интернет-торговле больше пострадавших среди молодого поколения. Так как они чаще привыкли покупать товары в социальных сетях. Среди случаев, где мошенники звонят и представляются сотрудниками банка или государственного органа, как правило, больше страдает взрослое поколение. Для каждого метода своя возрастная категория, и говорить, что молодежь более грамотна и не попадается на уловки мошенников, будет не совсем верно. 

Есть ли в вашей практике какой-то особенный случай?

Да, был интересный и необычный кейс – расследование, связанное с кражей криптовалюты. Всё же у наших сограждан редко крадут криптовалюту. Хищение было довольно крупное, если переводить в долларовый эквивалент, то сумма составляла порядка 300 тыс. долларов. По итогу оперативно-розыскных мероприятий мошенник, гражданин РК, был пойман, осужден и приговорен к семи годам лишения свободы. 

Какие общие рекомендации вы можете дать нашим читателям?  

Хотелось бы предупредить, и попросить граждан соблюдать элементарную гигиену в интернет-пространстве, не передавать свои персональные данные и конфиденциальную информацию посторонним, не переходить по сомнительным ссылкам и не вести беседы с неизвестными лицами, особенно когда они касаются каких-либо финансовых вопросов, быть менее доверчивыми к неизвестным лицам и внимательно относиться к своим сбережениям и имуществу.