Багаж без риска: как инновации меняют авиационную отрасль


Обработка багажа — один из ключевых процессов в авиации, от которого напрямую зависит впечатление пассажиров и эффективность работы аэропортов. Каждый год компания SITA публикует отчёт Baggage IT Insights, в котором собирает глобальные данные об инновациях, инвестициях и вызовах в этой сфере. В 2025 году акценты сместились в сторону полной цифровизации, отслеживания багажа в реальном времени и применения ИИ. Bluescreen поговорили с Мариной Звягиной, вице-президентом SITA по Восточной Европе, СНГ и странам Балтии, о том, как меняются технологии, где уже работает автоматизация, и почему устойчивость и надёжность теперь неотделимы от цифровых решений.

Марина Звягина, вице-президент SITA по Восточной Европе, СНГ и странам Балтии

Марина, как бы вы охарактеризовали основные итоги отчета Baggage IT Insights 2025? Какие тенденции наиболее заметны по сравнению с предыдущими годами, основываясь на вашем опыте работы в регионе?

Прошлый год стал рекордным для авиации. Впервые за всю историю отрасли пассажиропоток достиг 5,3 миллиарда человек. Интересно, что на этом фоне количество проблем с багажом не выросло, а наоборот, заметно снизилось. Сейчас это всего 6,3 случая на тысячу пассажиров, на 67% меньше, чем пятнадцать лет назад. Такой результат — во многом заслуга масштабной цифровизации. Теперь пассажиры могут отслеживать свой багаж прямо в телефоне, как такси или доставку. А если чемодан задерживается, чаще всего его возвращают владельцу в течение двух суток.

Главная тенденция последних лет — работа на опережение. Авиакомпании и аэропорты теперь не просто решают проблемы по факту, а стараются предотвращать их заранее. Помогают в этом современные системы отслеживания, предиктивная аналитика и новые стандарты обмена данными. Такой подход делает путешествия для пассажиров спокойнее и предсказуемее.

Цифровизация обработки багажа названа одним из главных приоритетов. Какие технологии, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние в последние годы?


За последние годы багаж стал по-настоящему «умным». В первую очередь, это системы трекинга в реальном времени: RFID-метки, мобильные приложения и SMS-уведомления, благодаря которым пассажир всегда знает, где его вещи. Среди настоящих технологических прорывов — интеграция Apple AirTag с платформой SITA WorldTracer. Теперь можно поделиться геолокацией чемодана напрямую с авиакомпанией, что упростит его поиски. 

Очень многое изменили технологии самообслуживания: автоматические стойки для самостоятельной сдачи багажа, онлайн регистрация, электронные посадочные талоны. За кулисами работают и другие системы: автоматические сортировочные линии, оптическое распознавание бирок, интеграция с международными стандартами обработки данных.

Отдельно стоит сказать про ИИ и компьютерное зрение. Эти технологии помогают заранее заметить возможные задержки или ошибки в обработке багажа и даже могут автоматически переоформить чемодан, если что-то пошло не так. Такая функция может быть реализована, например, с помощью Auto Reflight WorldTracer.

По данным отчета, авиакомпании и аэропорты всё активнее инвестируют в отслеживание багажа в реальном времени. Какие решения уже доказали свою эффективность?


Яркий пример — это система SITA WorldTracer. В 2024 году благодаря ей 66% задержанных чемоданов были возвращены владельцам всего за двое суток. 42% пассажиров уже получают уведомления о статусе багажа онлайн, и этот показатель постоянно растет. Работают интеграции с цифровыми метками: AirTag и другие BLE-маячки. Это позволяет пассажиру и авиакомпании отслеживать один и тот же багаж параллельно, что особенно важно при сложных маршрутах.

Эффективность показали и автоматические киоски для самостоятельной сдачи багажа, цифровые табло и push-уведомления, интеграция стандартов вроде Modern Baggage Messaging (MBM), которая облегчает обмен информацией между всеми участниками цепочки.

Какие барьеры остаются на пути внедрения end-to-end отслеживания багажа и автоматизации на всех этапах?

Главные сложности связаны с разным уровнем цифровизации участников рынка, несовместимостью IT-систем и необходимостью дополнительных инвестиций. В некоторых аэропортах все еще используются устаревшие процессы. Для полноценного отслеживания багажа важно, чтобы все работали по единым стандартам и могли быстро обмениваться информацией в реальном времени. Также нужно обучать сотрудников и знакомить пассажиров с новыми сервисами, чтобы технологии не вызывали сложностей и вопросов.

Отчет показывает рост инвестиций в автоматизацию багажа как у аэропортов, так и у авиакомпаний. Какие направления получают наибольшую поддержку?

Больше всего средств вкладывается в развитие self-service и трекинга. Это автоматические стойки для самостоятельной сдачи багажа, RFID-метки, мобильные и веб-приложения для отслеживания статуса вещей, внедрение биометрии для ускорения и безопасности регистрации. Активно развиваются проекты по внедрению новых стандартов обмена данными, например, MBM, а также интеграция цифровых меток. Всё это делает путешествие удобнее и предсказуемее.

Среди заявленных стратегий — внедрение цифровых двойников, компьютерное зрение, ИИ. Какие из этих технологий уже используются на практике, а какие пока в стадии пилота?

Уже сегодня ИИ и компьютерное зрение используются в работе. Эти технологии анализируют фото багажа на конвейере, помогают находить ошибки сортировки, предсказывают возможные сбои и позволяют быстро реагировать, если что-то идет не так. В аэропортах работают камеры и датчики, которые отслеживают движение чемоданов на всём пути.

А вот цифровые двойники — это пока пилотные проекты. Такие виртуальные «копии» процессов помогают заранее рассчитать нагрузки, увидеть слабые места и лучше планировать логику перемещений багажа. Доказав свою надежность, вполне вероятно, что в будущем они станут новым стандартом для всей отрасли.

Как SITA помогает своим клиентам адаптироваться к этим изменениям? Есть ли примеры успешных внедрений в регионе Центральной Азии или СНГ?

SITA активно поддерживает цифровую трансформацию своих клиентов на всех этапах — от интеграции новых решений и настройки обмена данными до обучения персонала и технической поддержки. Такой комплексный подход позволяет не только оптимизировать внутренние процессы и повысить прозрачность, но и значительно улучшить опыт как клиентов, так и пассажиров.

В регионе есть примеры успешного внедрения стоек самостоятельной сдачи багажа (Self Bag Drop). Эти инновационные решения направлены на ускорение обслуживания и повышение комфорта пассажиров. Хотя биометрические технологии пока не используются, системы уже готовы к интеграции после получения необходимых разрешений. Особого внимания заслуживает и обсуждаемый нами пилотный проект по автоматизации поиска и доставки утерянного багажа «до двери» — инициатива, которая обещает стать настоящим прорывом в сфере сервиса.

Мы также заключили контракт на предоставление данных о перемещении багажа в режиме реального времени. Это позволит авиакомпаниям значительно повысить качество аналитики и уровень контроля в соответствии с международными стандартами IATA (Resolution 753).

Кроме того, в ряде аэропортов региона уже внедрены мобильные сервисы для отслеживания багажа, цифровые бирки и новые стандарты обмена данными. Такие решения способствуют ускорению возврата багажа, сокращению числа инцидентов и своевременному информированию пассажиров.

Также готовятся новые проекты, о которых мы расскажем по мере их завершения и запуска. SITA продолжает идти в ногу с цифровыми трендами, помогая авиационной отрасли становиться более эффективной и ориентированной на клиента.

Какой вывод вы лично считаете самым важным в отчёте этого года? Может быть, что-то стало неожиданным даже для вас?

Для меня главное то, что багаж перестал восприниматься как источник тревоги, а стал понятной и предсказуемой частью сервиса. Меня удивило, насколько быстро люди приняли новые технологии. Уже почти половина пассажиров пользуются мобильными сервисами и отслеживают багаж онлайн, и этот тренд только растет.

Какие технологии, на ваш взгляд, определят обработку багажа в ближайшие 3–5 лет? Можно ли ожидать появления новых стандартов или подходов?

Будущее за тотальной цифровизацией. Нас ожидает массовое внедрение RFID и BLE-меток, биометрия, развитие систем искусственного интеллекта и сквозного трекинга в реальном времени. Все больше аэропортов будут переходить на self-service и биометрическую регистрацию, а обмен данными между авиакомпаниями и аэропортами станет еще быстрее благодаря новым стандартам типа MBM. 

Главное, к чему идет отрасль — это чтобы каждый пассажир мог быть абсолютно спокоен за свои вещи на любом этапе перелета.  Можно сказать, что багаж перестает быть дополнительным риском и становится прозрачной, управляемой частью путешествия.