Банковское Open API: чем технология полезна казахстанскому бизнесу?

Банковское Open API: чем технология полезна казахстанскому бизнесу?



О том, что такое открытое банковское API и в чем его польза для бизнеса, а также какими инструментами могут пользоваться казахстанские бизнесмены, рассказывает Андрей Седенко, CEO платежной системы Tarlan Payments.

Сегодня компании прикладывают значительные усилия для того, чтобы автоматизировать бизнес-процессы. В первую очередь, делают это для оптимизации расходов и увеличения прибыли. Например, внедряют CRM-системы и с их помощью контролируют взаимоотношения с клиентами, вовремя отправляют необходимую документацию или спецпредложения для допродаж. Или внедряют платежные формы, тем самым предоставляя клиентам удобные варианты оплаты.

Все эти (и не только) действия помогают не только автоматизировать бизнес-процессы, но и увеличивают прибыль компании. Правда, их внедрение требует много усилий, как как временных, так и денежных. Необходимо привлекать сторонних специалистов или нанимать новых сотрудников, которые могут внедрить улучшения. Альтернативой, позволяющей сэкономить ресурсы, может стать использование банковского Open API

Банковское Open API позволяет интегрировать банковские продукты в свою деятельность посредством программного кода. По сути, банк выступает в роли бэк-офиса, предоставляя бизнесу готовые решения, которые можно использовать и предлагать клиентам под собственным брендом.

О том, как применять банковское Open API и какую выгоду это может принести, я расскажу в этом материале.

Банковское Open API: принцип работы

Open API — это программный интерфейс, который позволяет приложению или сайту обмениваться информацией с другими ресурсами. 

Фактически компания берёт готовый код и встраивает в собственный, чтобы использовать сервис банка напрямую. По сути эта технология – способ минимизировать бюрократию и свести к единой платформе общение клиентов, банков и организаций, заинтересованных в финансовых данных.

Глобальный рынок API-банкинга растет. KBV Research прогнозирует, что к 2030 году он достигнет $131,7 млрд. Объем транзакций по всему миру в 2023 году, по данным Statista, составил $57 млрд.

Казахстан тоже становится частью этого рынка. В 2023 году был запущен пилотный проект с участием банков второго уровня и ограниченной группы из 128 клиентов. Программа предполагает постепенное расширение функционала и выход на полноценную работу к 2025 году.

Зачем нужен API-банкинг

Технология упрощает жизнь и частным лицам, и бизнесу. С ее помощью клиент может в одном приложении видеть все свои счета, анализировать доходы и расходы, совершать операции, выбирая при этом, у какого банка в конкретном случае более выгодные условия. Также появляется возможность выборочно открывать третьим сторонам доступ к личным данным. Например, получив такое разрешение, визовый центр может обратиться в банк за выпиской со счета, а компания по продаже недвижимости – оценить перспективы одобрения покупателю ипотеки. Никакие действия не могут быть совершены без ведома клиента, а организации перед включением в систему проходят проверку на соответствие требованиям безопасности.

Благодаря открытому банковскому API для банков и финансовых стартапов формируется более конкурентная среда. У них появляется больше полезных для работы данных, которые позволяют создавать новые персонализированные продукты. При этом зачастую вместо разработки систем для внутреннего и клиентского пользования можно использовать готовые решения на базе Open API. 

Полезные инструменты для бизнеса

Бизнес получает выгоду от API-банкинга сразу на нескольких уровнях:

  1. Технология обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов, включая рутинный документооборот с банками, контроль счетов и создание платежных документов;
  2. Открытый банкинг позволяет экономить ресурсы на разработке: например, можно не делать форму для оплаты заказа с нуля, а использовать уже готовый вариант банка, который можно бесшовно «подружить» с экосистемой бизнеса.
  3. У бизнеса появляется много способов стать ближе к клиенту, обеспечив ему решение основных вопросов и проблем в режиме «одного окна». Если для оказания услуги необходимы финансовые данные человека, с помощью открытого банкинга можно вшить коммуникацию с банком в процесс обработки заявки. Так что клиент быстро получит ответ без сбора документов и личного обращения в финансовую организацию.

Если покупатель дает разрешение на обработку своих данных, компания (например, магазин) может проанализировать, в чем он нуждается и заинтересован больше всего, и обращаться к нему с персональными предложениями и напоминаниями.

Стартап на основе тех же данных может разработать новый продукт, например, для анализа финансовых привычек, помощи в ведении личного бюджета и прогнозирования.

Как использовать и внедрять открытое банковское API

Как и всегда в бизнесе, еще на берегу надо определиться, зачем компании участие в открытом банковском API  и на какие выгоды она рассчитывает. Если решение принято, предстоит сделать следующие шаги:

  1. Изучить требования и узнать, какая инфраструктура понадобится для подключения;
  2. На уровне профильных специалистов от компании и принимающей стороны обсудить все вопросы относительно механизма работы системы и подключения к ней;
  3. Предоставить принимающей стороне IP-адрес, настроить аутентификацию и открыть шлюзы для связи;
  4. Провести тестирование API-решений с ограниченной группой клиентов;
  5. Открыть доступ для клиентов.

Подключиться к открытому банковскому API можно через Национальную платежную корпорацию, а также принимающей стороной может выступать отдельный банк. 

Выводы

Открытое банковское API – это естественный этап цифровизации экономики. При грамотном планировании интеграция технологии в бизнес-процессы помогает оптимизировать работу бухгалтерии и других отделов, а также обеспечить клиентам решение вопросов в пределах сайта компании. Но не стоит стремиться к открытости ради открытости: важно заранее продумать, какие именно процессы организация намерена автоматизировать с использованием технологии, как намерена использовать новые данные.