Big Data в Казахстане: Beeline научил конкурировать со всем миром

Big Data в Казахстане: Beeline научил конкурировать со всем миром

В Казахстане выпустили первый поток студентов Big Data School от Beeline. Лучшие выпускники получили работу в компании, а некоторые получили возможность пройти зарубежную стажировку. О перспективах Больших данных на казахстанском рынке и уникальном опыте обучения студентов этому искусству рассказал коммерческий директор по развитию нового бизнеса Beeline Олег Алдошин.

— Проект Big Data School от Beeline собрал огромный конкурс — на первый поток подали заявки около 1500 кандидатов. Чем обусловлен столь высокий спрос на знания в этой сфере? Как вы оцениваете потенциал роста этих технологий в Казахстане?

— Big Data сегодня — сфера, переживающая бум во всём мире, и Казахстан здесь не исключение. Налицо огромный интерес как со стороны бизнеса, так и госструктур. Другой вопрос: насколько компании продвинулись в данной сфере, которая весьма сложна и специфична? Чтобы организовать работу информационной системы на основе Big Data, нужно немало инвестировать в IT-платформу: построить систему анализа, обеспечить сбор необходимого массива данных. А с другой стороны, нужно собрать группу экспертов, тех людей, которые обеспечат работу системы: дата-сайнтистов, аналитиков. С этим человеческим капиталом как раз и есть проблемы. Мы с этим столкнулись, что называется, в полной мере.

— Именно поэтому Beeline начал готовить специалистов данной сферы?

— Да. Мы начали заниматься системами Big Data с 2017-го, инвестировали в IT-инфраструктуру, построили платформу. А в прошлом году, начав формировать команду разработчиков и дата-сайнтистов, столкнулись с колоссальным дефицитом специалистов такого профиля на рынке. Хотя в Казахстане не так много компаний, реализующих решения в сфере Big Data, но кандидатов, способных организовать такую систему для компании, ещё меньше.

— А почему так происходит?

— Данный сегмент настолько востребован, что здесь конкуренция на рынке труда уже не внутри страны. Это конкуренция со всем миром. Люди, обладающие достаточными экспертными компетенциями в сфере Big Data, могут рассчитывать на конкурентные условия в любой стране. Столкнувшись с этим, мы поняли, что нужно самим растить экспертизу, вот и решили организовать школу Big Data.

— Какие цели были поставлены перед школой?

— Целей три. Первая: закрыть собственный кадровый голод. Вторая цель: продвижение бренда. Мы хотим, чтобы в Beeline казахстанцы видели не только телеком-оператора, но и инновационную компанию. Третья цель: социальная. Мы хотели бы видеть в Казахстане более разнообразный рынок кадров в сфере IT, а особенно тех направлений, по которым наши вузы пока не работают. Если высшая школа пока не готова, то сам бизнес должен учить таким вещам как Big Data, ведь в конечном счёте такие специалисты нужны именно бизнесу. Мы были первыми, кто организовал такое обучение на национальном уровне.

— Примерно сколько специалистов такого направления нужны сейчас в Казахстане?

— Думаю, что потребность только одного Beeline достигает порядка 100-200 человек. Если прибавить другие телекоммуникационные компании, банки, определённые крупные госструктуры, которым это точно нужно, то счёт идёт на тысячи человек как минимум.

— Несколько слов о тенденциях в сфере Big Data в мире. Какие задачи эта технология позволяет решать?

— По сути Big Data — это инструмент. А если говорить про задачи, которые он позволяет решить, то они не ограничены. Всё, что угодно! На наших глазах происходит очередная технологическая революция. Когда-то считали на счётах, потом на компьютерах. Сегодня появились системы Big Data, позволяющие строить модели, способные дать нам ещё более точное понимание того, что происходит, ещё глубже анализировать тенденции и процессы, более точно моделировать то, что будет происходить. И это применимо к абсолютно любой сфере человеческой деятельности.

— Как изменился бизнес Beeline за последнее время под влиянием технологий Big Data?

— Конкретно для нас, для Beeline, у технологий Big Data две сферы практического применения. Первое — это монетизация, то есть продажа полученных с помощью Big Data аналитических данных на внешнем рынке, второе — внутреннее использование для оптимизации всех сфер деятельности компании.

Первый наш проект —– система целевого маркетинга, которая предлагает каждому клиенту определённый набор уникальных, эксклюзивных тарифов или услуг. С помощью аналитической платформы Big Data мы понимаем потребности клиентов и предлагаем им оптимальный набор тарифов и продуктов. Big Data позволяет предсказывать поведение клиентов.

В нынешнем году мы развернули проекты, ориентированные на внешнюю монетизацию наших возможностей в сфере Big Data. В частности, работаем с финансовыми учреждениями, продаём услуги скоринга и верификации. На основе получаемых данных банки строят свой внутренний кредитный скоринг.

Ещё один пример внутреннего использования — недавно мы запустили систему, которая предсказывает причины обращения клиентов в наш колл-центр. Построена модель, определяющая причины всех поступающих звонков, группирует их и анализирует наиболее часто возникающие вопросы. В результате мы можем оптимизировать процесс, снизить затраты, улучшить клиентский опыт.

— На каких направлениях компания делает акцент в дальнейшем развитии и применении технологий Big Data?

— Кроме маркетинга, о котором мы уже говорили, важнейшее направление использования Big Data — это оптимизация всех направлений работы. В частности, оптимизация фрода (воровства и мошенничества). Система позволяет с большой точностью выявлять и предсказывать, где имеют место некачественные продажи, где может происходить звонковый фрод. В итоге это даёт возможность максимально уменьшить подобные ситуации. Также Big Data позволяет более качественно планировать развитие самой сети и точек розничных продаж. Например, уже в этом году открытие новых офисов Beeline планируется на основе нашей собственной «тепловой карты», построенной с помощью систем Big Data. Карта отражает присутствие наших клиентов и спроса на продукты в разрезе регионов и конкретных розничных точек.

— Поговорим подробнее о самой школе Big Data: что даст обучающимся сертификат школы?

— Первый проект в рамках этой школы был ориентирован на разработчиков Big Data. Мы учили, как развёртывать IT-инфраструктуру, как на ней работать, разрабатывать модели Big Data. Надо сказать, что знания эти сами по себе уникальны: никто в стране их пока не даёт. Конечно, и языки программирования, и инструменты работы, и принципы организации системы универсальны. Их можно применять в любой сфере, не только в телекоме, а где угодно. Значит, окончившие смогут строить системы Big Data в самых разных компаниях: это могут быть банки, транспорт, госструктуры, нефтегазовый сектор, что угодно.

— А следующий поток обучающихся — какие знания получат они? И сколько будет студентов ещё?

– Из полутора тысяч подавших заявки 200 человек успешно прошли тест, и из них были отобраны 20 лучших, которые и обучились в нашей школе. Повторюсь, сейчас школу закончили 20 разработчиков Big Data. В следующем году мы планируем провести обучение дата-сайнтистов (Data Scientists) — то есть «архитекторов» моделей Big Data. Разработчик и дата-сайнтист всегда работают в связке: если последний разрабатывает модель, конструирует её, исходя из существующих задач, то первый её реализует на конкретной платформе. Далее, если всё получится, то будет и третья фаза работы школы: хотим подготовить группу менеджеров, продуктологов — тех, кто будет ставить задачи перед дата-сайнтистом и разработчиком. Задача менеджеров — найти и обосновать сферы, в которых целесообразно применение Big Data, видеть и развивать сам продукт. Это также очень редкая компетенция, которой не хватает на рынке.

— Проект пока бесплатный?

— Да, он полностью бесплатен, мы спонсировали этот проект. Не думаю, что наш рынок сегодня на той стадии, что за такое обучение можно брать деньги, хотя спрос на компетенции в сфере Big Data огромен. Да и для Beeline это своего рода эксперимент, мы ведь не вуз. Думаю, следующий поток также будет бесплатным. Ещё мы готовы привлекать партнеров к этому проекту — всех, кто заинтересован в развитии ИТ-экспертизы в Казахстане. Например, сейчас обсуждаем партнёрство с отдельными вузами, чтобы проводить обучение на их базе.

Big Data School от Beeline стала уникальным во многих отношениях явлением для казахстанского IT-рынка. В стране пока не было таких компаний, которые готовили бы специалистов подобного класса — тем более на бесплатной основе. Проект Beeline сам по себе очень показателен с точки зрения качественного роста казахстанского бизнеса и его социальной ответственности.