Bikeshare generations. У велошеринга есть своя история

Сегодня велошеринг— это система с полностью автоматизированным процессом проката велосипедов. Индустрия велошеринга развивается очень быстро. Технологии становятся доступными, оборудование становится дешевле, в игру вступают частные компании. Разобраться во всех новинках велошеринга порой не так легко.

Но велошеринг не всегда был автоматизированный. Первое и второе поколения велошеринга не были автоматизированными. И хоть оба этих поколения не нашли популярности в мире сегодня, зато они дали дорогу последующим поколениям. На замену им пришли третье и четвертое, которые совершили революцию в возможностях передвижения людей. В чем фишка? «Умные» технологии!

Немного истории и категоризации. Всего выделяют четыре поколения систем велошеринга.

Первое поколение велошеринга было создано датским контркультурным движением Provo в 60-х годах. В 1965 году Provo выпустили на улицы Амстердама 50 обычных велосипедов вручную покрашенных белой краской. Поэтому первое поколение велошеринга назвывают White bikes («белые велосипеды»). Велосипеды были доступны всем жителям и людям предлагалось совершить свою поездку и оставить велосипед следующему человеку. Но такая система прожила не более двух дней. Велосипеды не были защищены и в итоге подверглись моментальному вандализму и кражам.

Второе поколение велошеринга появилось аж в 1991 году в небольших городах Дании. Системы были очень маленькими, количества станций можно было пересчитать по пальцам. Более крупная система (Bycykel) появилась в 1995 году в Копенгагене. Система основывалась на депозите монет. Для того чтобы взять велосипед, в залог нужно было вставить 20 датских крон в монетоприемник и велосипед разблокировался в неогрниченное по времени пользование. По возвращении велосипеда на одну из станций, монета возвращалась, также как с тележками в супермаркетах.

Третье поколение отличается тем, что у этих автоматизированных систем велошеринга станции стали умными — smart station, smart dock. Велосипед можно взять на станции при помощи авторизации в системе. Авторизацию делают картой пользователя, мобильным телефоном, приложением или иными способами. Велосипед можно вернуть в любую станцию системы велошеринга. В отличии от второго покаления, в третьем, при аренде велосипеда, требуется идентификация пользователя. Для минимизации краж и вандализма на время аренды ответственность за велосипед ложится на пользователя.

Четвертое поколение связано с рассветом технологии smart bike — «умный» велосипед. В системах велошеринга четвертого поколения велосипеды оснащены бортовыми компьютерми, оборудованием для передачи данных, GPS, а также встроенными механизмами блокировки. Для умных велосипедов не нужна станция. Пользователь находит ближайший велосипед по GPS, производит авторизацию по мобильному приложению или SMS, разблокирует его и совершает поездку. После поездки пользователь пристегивает велосипед к обычной велопарковке, либо столбу или забору. Велосипеды оснащенные умным замком — smart lock — не требуют пристегивания к чему либо, вместо этого у них блокируется само колесо велосипеда.

Помимо этих поколений есть и нулевое поколение. Это обычная аренда велосипеда в пунктах проката, где за отдельную плату вам дадут пользоваться велосипедом несколько часов или на сутки. Вернуть велосипед вы можете зачастую только в то же самое место. В региональных программах по городу таких пунктов может открыться несколько. Например, на станциях метро, в подземных переходах, музеях, отелях, тем самым создавая крупную сеть. При этом, брать велосипед и возвращать его можно в разные пункты. Пункты проката не автоматизированные и для работы таких пунктов нанимаются сотрудники или волонтеры.

Также существуют и велосипедные библиотеки для долгосрочной аренды. В них, как и в книжной библиотеке, за возвращаемый залог или небольшую оплату вам дают в пользование велосипед на несколько дней или месяцев. Вернуть велосипед можно в любой момент. Пользователь несет ответственность за велосипед, блокируя его тросом и всячески оберегая. Недостаток такой схемы в том, что велосипед может простаивать большую часть суток неиспользуемый, в то время как в велошеринге велосипед используется в течении суток разными пользователями.

Любое из этих поколений может встретить сегодня. В одном городе может быть сразу несколько поколений. Например, в США можно встретить велошеринги третьего и четвертого поколений. В Остине, штат Техас, есть сразу 3 поколения — первое (Yellow Bikes Project), третье (B-Cycle) и четвертое (Jump). Некоторые системы велошеринга представляют из себя гибриды двух поколений. Гибрид третьего и четвертого поколений позволяет припарковать умный велосипед на неавтоматизированной станции. За счет привычных станций третьего поколения пользователю легче найти доступный велосипед четвертого поколения и это облегчает работу обслуживающего персонала.

Примеры систем велошеринга:
1 поколение: White Bikes, Yellow Bikes Project
2 поколение: Bycykel, Viennabike, Helsinki City Bikes, Aarhus City Bikes, Farsø City Bikes
3 поколение: nextbike, Smoove, Motivate, B-Cycle, PBSC, BIXI, JCDecaux, Call a Bike
4 поколение: ofo, Mobike, oBike, Jump, Lime, nextbike, Call a Bike, Rekola, Spin