Биометрия, которая нам необходима. Решения для банковского сектора от ПКБ
Карантин ускорил развитие многих сервисов и решений в IT-сфере. Это коснулось и биометрических технологий: все-таки для тех же банков важно поддерживать связь с клиентами и оказывать им услуги, на этом строится их бизнес. А биометрия позволяет сделать процесс дистанционной работы максимально безопасным для обеих сторон.
Поэтому решение, которое предлагает рынку Первое Кредитное Бюро, — открытие счетов дистанционно с помощью биометрической идентификации, мы считаем своевременным и логичным: вполне рациональный ответ на сложившиеся обстоятельства. Но, увы, даже здесь есть несколько подводных камней (об этом позднее).
Для начала мы расскажем о новом биометрическом сервисе. Мы поговорили с ПКБ и выяснили, как он работает и в чем его особенности.
Насколько прост в освоении новый биометрический сервис? Для регистрации в базе данных требуется физическое присутствие клиента?
Организации достаточно сделать интеграцию сервиса ПКБ для сравнения фотографий, и этого будет достаточно для использования. Биометрический движок уже имеет определенные контрольные функции, например, распознавание качества изображения, отображение предмета или лица на фотографии и др.
Не нужно покупать лицензии и сервера, не нужно долго разворачивать это решение. В любой момент можно подключиться и отключиться. Важно только понимание самого процесса.
Чем процесс открытия счета с помощью биометрии отличается от обычного?
Банк, как субъект финансового мониторинга, проводит так называемую надлежащую проверку физического лица. Это регламентируется Законом о ПОДФТ (Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма). Как правило, процесс идентификации в банковском отделении производит сотрудник Банка. В онлайн этот процесс дублируется, но так как нет человека со стороны Банка, то должны быть дополнительные меры проверок при идентификации.
Если все побегут открывать счета в один день, система справится с наплывом пользователей?
Да, конечно. Сейчас канала более чем достаточно для больших нагрузок. При этом не забывайте, что мы как ПКБ с запасом обеспечиваем обслуживание всей кредитной системы в режиме 24/7. Это одновременные сессии загрузки информации в базу и предоставление кредитных отчетов более чем 400 субъектам кредитного рынка.
Как новые возможности скажутся на работе самого банка?
Перевод в цифровое обслуживание клиентов для произведения всех без исключения финансовых банковских операций.
А как защищена система от взломов и утечек? Увы, это больная тема в последние годы.
К ПКБ применяются повышенные требования по информационной безопасности при обмене данными из кредитных историй со стороны Национального банка РК. Это еще более чувствительная информация, чем просто две фотографии. Также имеется международный сертификат безопасности ISO 27001.
Как планируете развивать систему в будущем? Какие еще услуги можно будет перенести в онлайн?
Биометрией мы занимаемся уже давно. На данный момент мы реализовали сервис сравнения двух фотографий. Также работаем над другими проектами, имеющими инфраструктурное значение. К сожалению, не сможем поделиться для ограничения рисков, связанных с административным давлением на бизнес.
Какая компания занималась разработкой сервиса?
В ПКБ используется биометрический движок компании VisionLabs, с которой у нас заключен эксклюзивный договор. Все разработки сервиса ведет ПКБ самостоятельно, так как обладает всеми необходимыми компетенциями. При этом в биометрических технологиях множество деталей. Как и любая технология, она имеет свои риски, но это все технически и организационно можно решать при наличии глубокой экспертизы в вопросе.
В свете последних заявлений Национального Банка о единой базе для биометрических систем, продолжает ли работать сервис Первого Кредитного Бюро? Планируете ли сотрудничать с НацБанком и переходить на их базу данных?
Сервис ПКБ продолжает работать. При предоставления доступа со стороны НБРК мы готовы сотрудничать
А теперь о «подводных камнях»
Вслед за новостью Первого Кредитного Бюро о том, что они запускают биометрическую систему, вышел материал от Национального Банка РК. НБРК рассказал о разработке собственного сервиса биометрический идентификации, а также упомянул, цитируем: «Все иные биометрические сервисы, не использующие эталонную государственную базу данных, не соответствуют установленной Нацбанком процедуре и требованиям».
Мы попробовали связаться с Нацбанк,но пока не получили ответов на наши вопросы. Поэтому попросили эксперта из дружественного нам канала финансистов, Андрея Чеботарёва, финансового консультанта и главного редактора телеграм-канала t.me/FINANCEkaz помочь проставить все точки над i:
Только база Нацбанка является единоверной. Почему так получилось? Нацбанк имеет доступ в единую государственную базу, которая может сравнивать предоставленные документы с теми, что хранятся в базе. Ситуации бывают разные, человек может потерять удостоверение и сделать новое, в этом плане, если кто-нибудь попробует получить кредит или открыть счет по старому удостоверению, то сторонние сервисы могут разрешить подобную операцию.
Поэтому Нацбанк объясняет, что только официальная база может сличать заявленные документы и тем самым исключать любые способы мошенничества, ведь на ее вооружении — постоянно обновляемая база документов РК. Банки теперь пользуются базой Нацбанка, те, кто этого не делал, присоединяются.
Будем надеяться, что обе организации придут к соглашению. Ведь их сотрудничество может принести благо всем клиентам банков: чем разнообразнее и шире функционал, чем больше решений на рынке, тем выше комфорт в использовании сервисов.