Что делать с «Зерде»: ликвидировать или реформировать?

Что делать с «Зерде»: ликвидировать или реформировать?

15 апреля Касым-Жомарт Токаев дал поручение по реформированию Национального инфокоммуникационного холдинга "Зерде". В этом материале хочу рассказать об истории создания холдинга и, самое главное — поделиться своими мыслями и идеями, что стоит сделать, чтобы Холдинг полноценно выполнял задачи, которые изначально он на себя брал.

Для истории, АО НИКХ "Зерде" было создано в 2008 году после реорганизации "печально известного" холдинга "Самгау". А если точнее — после ликвидации Холдинга "Самгау" появилось три компании: "Зерде", "Арна Медиа" и "Парасат". Холдинг "Арна Медиа" позднее был ликвидирован, что с "Парасатом" — я не знаю.

Итак, в далеком 2008 году мы создавали Холдинг "Зерде", потому что понимали, что для дальнейшего развития "Электронного правительства" и развития цифровизации, Казахстану нужен свой центр компетенции. Мы понимали, что АО "НИТ" таким центром компетенций стать не сможет, так как появится серьезный конфликт интересов. Не может одна компания заниматься и стратегией, и сервисными функциями.

Пока я писала этот материал, параллельно подняла Стратегию Холдинга "Зерде", которую мы писали в 2008 году. Там были предусмотрены только следующие направления:

  1. Координация работ по разработке стратегических направлений развития "Электронного правительства";
  2. Снижение цифрового неравенства в стране;
  3. Реализации единой технической политики государства;
  4. Развитие проектного менеджмента;
  5. Повышение эффективности деятельности группы компаний холдинга.

Под эти цели был сформирован компактный штат из 60 человек. И все — никаких лишних расходов или доходов.

Из "Зерде" я ушла в 2010 году, после этого Холдинг "оброс" огромным функционалом и превратился в "корпорацию монстров". У "Зерде" сейчас столько функций, что даже само нынешнее руководство до конца не понимает то, за что отвечает по законодательству.

Сейчас, в соответствии с законом "Об информатизации", предусмотрен Национальный институт развития в области ИКТ и сервисный интегратор "Электронного правительства" (далее — ЭП). Эти два института определены в лице АО НИХ "Зерде".

То есть "Зерде" должен создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отрасли ИКТ, стимулировать индустриально-инновационную деятельность в области ИКТ, обеспечивать соблюдение единых требований в области ИКТ и обеспечивать информационную безопасность, а также реализовывать сервисную модель информатизации. Кроме того, "Зерде" отвечает за методологическое обеспечение развития архитектуры ЭП, разрабатывает типовую архитектуру "Электронного акимата", а также разрабатывает, сопровождает реализацию и развивает архитектуру государственных органов.

Под реализацию всех этих задач государство выделяет хорошее финансирование. Сам Холдинг за последние несколько лет имел доходы в размерах более 5 млрд тг. А суммарно группа компаний Холдинга "Зерде" имеет доходы в ежемесячных размерах около 50 млрд тг.

При этом, штатная численность Холдинга "Зерде" выросла с 60 человек, когда я уходила в 2010 году, до более 200 человек (сейчас по факту работает около 160 чел.). При таком объеме функций и бюджетного финансирования никакого общественного мониторинга деятельности Холдинга "Зерде" нет.

23 августа 2021 года прошел конкурс на отбор членов Общественного совета, но результатов деятельности мы пока так и не увидели.

На официальном сайте холдинга "Зерде" также отсутствует информация о том, как Холдинг выполняет свои функции в соответствии с законом "Об информатизации". А также, что сделано за последние 5 лет, при ежегодных тратах в более 4-5 млрд тг в направлении развития ИКТ и реализации задач сервисного интегратора "Электронного правительства".

На основе изложенного, я поддерживаю поручение Президента о реформировании Холдинга "Зерде". Для этого предлагаю следующий комплекс мер:

1. Разобраться с многочисленными функциями Холдинга "Зерде" и внести в закон изменения, убрав излишний функционал.

2. Необходимо провести анализ деятельности Холдинга. Эту работу должен сделать новый Общественный Совет Холдинга (кстати, кто вошел в состав?). Деятельность Холдинга должна быть прозрачной, а для этого важно вынести на рассмотрение общественности результаты деятельности Холдинга в соответствии с Законом "Об информатизации".

3. Сегодня важно сконцентрироваться на решении текущих проблем дочерних компаний, а их накопилось тоже достаточно.

4. Очень важно понять, разработал ли сервисный интегратор архитектуру ЭП? Нужно, чтобы ИТ рынок увидел этот документ. Каковы планы Холдинга по реализации Указа Главы государства о дебюрократизации?

5. Что делается в направлении реализации единой технической политики?

6. В Стратегии развития "Зерде" на 2021-2030 годы предусмотрено повышение Индекса развития ЭП с 25 позиции в 2024 году, до 19 позиции в 2030 году. Каким образом эта Стратегия будет реализована, есть ли какой-то план действий?

7. Предлагаю также пересмотреть HR-политику Холдинга, потому что такого количества трудовых конфликтов, которые были там за последние годы, я не помню вообще. Такого никогда не было.

Надо понять, как Холдинг собирается наращивать свой кадровый потенциал. Ну, и оптимизация тоже нужна. На более 250 сотрудников, в структуре предусмотрены 5 руководящих позиций в виде заместителей, управляющего директора и других. Также предусмотрены около 20 позиций руководителей среднего звена. Зачем на такое количество столько управленческих позиций, тоже вызывает вопросы?