Что обсуждают казахстанцы: обязательная маркировка товаров


С 2019 года в Казахстане активно развивается система обязательной маркировки товаров, запущенная в рамках Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС и Закона РК «О регулировании торговой деятельности». Ее техническую реализацию осуществляет АО «Казахтелеком», выбранный в 2019 году в качестве Единого оператора на основании открытого конкурса, проведенного Министерством торговли. 

Обязательная маркировка призвана повысить прозрачность рынка, минимизировать объем теневого оборота товаров, который в 2023 году составил 1,5 трлн тенге, и обеспечить защиту прав потребителей. На сегодняшний день система охватывает табачные изделия (с 1 октября 2020 года), обувные изделия (с 1 апреля 2023 года) и лекарственные средства (с 1 июля 2024 года).

Основные принципы введения маркировки включают: проведение пилотных проектов для оценки социально-экономических последствий, анализ и общественные слушания для обсуждения целесообразности внедрения, согласование и утверждение нормативной базы правительством.

Обязательная маркировка вводится исключительно государственными органами на основании выводов межведомственной комиссии. Единый оператор разрабатывает и поддерживает информационную систему маркировки, предоставляет Национальный каталог товаров, оказывает бесплатную поддержку и обучение участникам рынка. Важно отметить, что оператор не влияет на выбор товарных групп, подлежащих маркировке, и не участвует в создании нормативно-правовой базы.

Маркировка товаров позволяет защитить потребителей от контрафактной продукции, гарантировать прозрачность цепочки поставок, снизить уровень теневого оборота. Примером является обязательная маркировка лекарственных средств, внедренная с 1 июля 2024 года. Уникальный код на упаковке позволяет отследить весь путь препарата от производителя до потребителя, минимизируя риск подделок и обеспечивая стабильные поставки жизненно важных медикаментов.

Для обувного сектора были предусмотрены переходные меры, включая увеличение сроков реализации немаркированной продукции и возможность маркировки импортной обуви на территории РК.

Система маркировки интегрирована с учетными системами бизнеса, исключая дублирование операций. Кроме того, для удобства участников рынка разработано мобильное приложение NaqtySauda.Akt, которое позволяет регистрироваться в системе маркировки с помощью ЭЦП, вести учет товаров и управлять их движением, упрощать процесс вывода и ввода товаров из оборота.

Система маркировки предоставляет потребителям инструмент для проверки легальности товаров через приложение Naqty Onim. Сканируя код, пользователь получает информацию о происхождении товара и его характеристиках, что позволяет делать осознанный выбор.

Согласно прогнозам, к 2030 году благодаря маркировке планируется вывести из тени товаров на сумму 198 млрд тенге только в категориях табачной, обувной и фармацевтической продукции.