Что происходит с рекламным рынком Казахстана
О результатах исследований рекламного рынка и динамики потребительского поведения рассказали на Aitu Dala Conf.
В Алматы прошла конференция Aitu Dala Conf для рекламодателей и агентств. Более 120 участников обсудили возможности и вызовы казахстанского рекламного рынка. Участники ознакомились с динамикой потребительского поведения и с результатами соц. исследований рекламного рынка, проведенных в апреле-июне 2022 года.
Санкции в отношении России, изменения логистических цепочек поставок, нестабильный курс валюты и другие факторы вызывают обеспокоенность среди агентств и рекламодателей. Так, 28% опрошенных отметили снижение или прогнозируют снижение темпов роста интернет-рекламы. Однако, 36% респондентов считают, что растущим сегментом остается и останется интернет-реклама. Участники рынка также ожидают рост дисплейной рекламы (28%) и контекстной рекламы (24%).
В исследовании рекламного рынка участвовали представители более 12 агентств из Нур-Султана и Алматы. Агентства и рекламодатели отвечали на вопросы в формате онлайн на площадке соц.исследований Qalaisyn. Респонденты рассказали, как внешние факторы повлияли на стратегию продвижения брендов, что они делают для стабилизации ситуации и адаптации к новым реалиям.
Большинство участников рынка, участвовавших в опросе, готовятся к сложному периоду в рекламном рынке. 28% опрошенных отметили, что наметились кризисные явления, из-за чего агентства не смогут активно развиваться. В предстоящий год рекламодатели могут столкнуться с оттоком инвестиций, выходом многих игроков из рынка.
60% респондентов отметили, что очевидной стратегией для брендов станет оптимизация рекламных расходов и выработка более эффективных методов работы (40% опрошенных). Это значит, что агентства и рекламодатели сократят неэффективные каналы рекламы, откажутся от годового планирования и перейдут к пофлайтовому.
Исследование рекламного рынка планируется проводить два раза в год для того, чтобы все участники понимали в каких реалиях им приходится работать и могли вносить коррективы в стратегии и планы работы.
Внешние вызовы и экономическая ситуация в стране и мире повлияли на потребительское поведение казахстанцев. И на конференции также обсудили результаты исследования динамики потребительского поведения.
Исследование проводилось на платформе Qalaisyn с 15 апреля по 8 мая этого года с участием 2011 респондентов, проживающих в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, а также в административных центрах,городах местного значения и селах 17 областей.
В фокусе потребления — экономия. За последние три месяца 82,2% казахстанских семей стали меньше потреблять товары, продукты, услуги. Отдых и досуг (кафе, рестораны, салоны красоты, развлечения) — одна из первых статей экономии у трети и более казахстанцев. Свыше трети экономят на одежде и обуви. Экономия на продуктах питания характеризуется меньшими масштабами, поскольку они относятся к потребностям первой необходимости, от которых семьи отказываются в последнюю очередь. Практически каждый второй респондент вынужден экономить на потреблении мяса, каждый третий — фруктов и ягод, каждый четвертый — сахара. Снижение потребления больше характерно для населения с низкой платежеспособностью (малообеспеченных, необеспеченных, семейных, имеющих детей, неработающих трудоспособного возраста).
"Из-за сложившихся экономических условий семьи с детьми находятся под угрозой снижения потребительских стандартов. Они указывали на трудности приобретения одежды и еды", — отметил в своем докладе Дастан Баякенов, заместитель генерального директора по стратегии и развитию Aitu Dala.
Согласно исследованию, наиболее остро ощущают влияние негативной экономической динамики север, центр страны, Алматы и столица.
Если говорить о потребительском кредитовании, то за последние три месяца 47,9% участников опроса делали покупки в кредит или рассрочку. В основном приобретались смартфоны и аксессуары для телефонов (37,3%), бытовая техника (30,9%), одежда и обувь (24,6%).
Покупки в кредит достаточно широко распространены среди населения, но еще больше распространено мнение о том, что сейчас не время совершать такие покупки. Отношение людей к потребительскому кредитованию тесно связано с общими оценками изменений в уровне жизни.
Изменения в потребительском поведении казахстанцев находятся под влиянием перемен из-за долговременной негативной динамикой денежных доходов. Прогноз на ближайшую перспективу — переход населения на более дешевые продукты питания и сокращение объема потребления товаров и услуг.
Участники конференции обсудили результаты проведенных исследований, ознакомились с казахстанскими локальными продуктами рекламной сети казахстанской IT-компании Aitu Dala и возможностями интеграции в продукты Salem Social Media.