Что такое биллинг мобильного оператора? Объясняем простыми словами
Современные мобильные операторы в своих операционных процессах используют так называемые биллинговые системы. Что такое система биллинга и для чего она нужна сотовым операторам и их абонентам, разберемся в этом материале.
Биллинг происходит от английского слова "bill" — счет. Он обеспечивает тарификацию, вычисляет стоимость услуг связи абонента, хранит информацию обо всех тарифах и других стоимостных характеристиках, применяемых мобильными операторами при выставлении счетов абонентам, а также взаиморасчетов между ними.
Биллинг — это лучшее на сегодняшний день решение, способное удовлетворить как нужды компании, так и требования актуальных бизнес-процессов в области сотовой связи. Задача биллинга состоит не только в том, чтобы предоставить счет и в конечном итоге получить денежные средства.
В его функционал входит классификация и тарификация процессов, автоматическое определение стоимости услуг компании, и непосредственно предоставление самой услуги. И сделать все это нужно таким образом, чтобы клиент остался доволен и продолжал пользоваться услугами компании. С каждым днем функционал биллинга стремительно растет, при этом специалисты стараются упростить все вышеперечисленные процессы с инженерной точки зрения.
Операторы мобильной связи в настоящее время переживают непростой период, обусловленный стремительным развитием технологий. То, что привлекало пользователей ранее, уже не так эффективно. Поэтому мобильные операторы вынуждены постоянно придумывать новые услуги и товары, позволяющие бизнесу оставаться на плаву, а также в ускоренном темпе развивать собственные технологии, отвечающие за предоставление услуг связи и их объединение в одну общую систему. Сегодня современные мобильные операторы все чаще переходят на единые (конвергентные) системы биллинга, что гораздо масштабнее, и их возможности выходят за рамки начисления счетов по услугам связи.
С тем, для чего нужен биллинг, мы разобрались. Попробуем разобраться, какие системы биллинга используют наши, казахстанские мобильные операторы
В апреле прошлого года мы писали о том, что один из казахстанских мобильных операторов собирается внедрять ту самую конвергентную систему биллинга, о которой говорилось выше. Многие эксперты утверждали, что при текущем развитии рынка конвергентный биллинг становится ключевым условием эффективного управления увеличивающимися объемами трафика и монетизации новых дополнительных сервисов для мобильных операторов.
- "Внедрение конвергентной биллинговой системы позволяет поддерживать стабильную работу всех сервисов и продуктов для абонентов. Помимо этого, абоненты смогут получать больше бонусных предложений, например, безлимитный трафик на социальные сети или стриминговые сервисы. Еще одним ощутимым плюсом для наших абонентов будет значительное снижение нагрузки в части обслуживания клиентов", — рассказала Директор развития цифровых биллинговых систем Kcell Нурзипа Карибозтеги.
Она также отметила, что на рынке СНГ конвергентную систему биллинга ввели пока два крупных игрока — узбекский Ucell и российская компания "Мегафон". Последняя запустила процесс еще в 2015 году и завершила в начале 2021-го. Казахстанский оператор начал внедрение нового биллинга в апреле 2021 года, и завершится этот процесс в ноябре 2022 года, то есть за 18 месяцев. Она добавила, что миграция абонентов на новый биллинг происходит поэтапно, параллельно с эксплуатацией устаревших биллинговых решений до их полной замены.
Стоит отметить, что в мировой практике мобильные операторы договариваются между собой о совместном использовании сетей или шеринге (от анг. "Share" — делить), особенно на крупных автомагистралях и в сельской местности.
В нашей стране мобильные операторы договорились о шеринге базовых станций в рамках реализации проекта "250+", по которому связью и интернетом обеспечиваются сельские населенные пункты. Такая синергия значительно повышает эффективность использования сетей и сокращает операционные расходы. В этом случае тоже важна современная система биллинга, с помощью которой осуществляется учет интернет-трафика и звонков.
Постепенно мы перейдем от стандарта связи 4G до 5G. В Казахстане уже есть город, где внедрена сеть нового поколения — Туркестан. Специалисты Ericsson ожидают, что к концу 2026 года в мире будет насчитываться 3,5 млрд подключений к 5G.
Помимо очевидных преимуществ в виде очень высокой скорости загрузки, сеть пятого поколения будет развивать промышленность: умные города, беспилотные автомобили, удаленная роботизированная хирургия и другое. Вместе с этим операторы будут разрабатывать множество новых продуктов, которые без задержек и накладок позволят тарифицировать конвергентный биллинг.