Что такое fintech по-казахски? – выясняем вместе с Асетом Нурпеисовым

Асет, бухгалтерия – больное место любого бизнеса. Это бизнесмены недостаточно грамотны, или просто бюрократия заела?

Утверждение не совсем справедливо. У хорошего бизнеса именно бухгалтерия самое отлаженное место. Но если позволить забюрократизировать отрасль, то она просто замкнется в себе, станет административно самодостаточной.

В любой компании допускается некая разумная доля бюрократии. Другое дело, как она будет оформлена: в виде софта, где нет права на ошибку, или в виде процедур, в которых легко совершить ошибку.

Уровень грамотности бизнесменов зачастую явно недостаточен для ведения бизнеса на начальном этапе, но этому быстро учатся в процессе, натыкаясь на различные ограничения. Главное, чтобы государство не делало процесс обучения фатальным для предпринимателей, то есть направляло в правильном направлении, не выкидывало из бизнеса.

Какие казахстанские банки предлагают самые лучшие, удобные и современные решения для работы с малым и средним бизнесом?

Как ни странно, но для малого бизнеса лучшими являются малые банки. Они дорожат клиентами, стараются создавать комфортные условия. Маленькие банки хорошо знают своего клиента, чтобы понимать его чаяния и нужды, и выстраивают долгосрочную стратегию на основе этих знаний.

Большие банки обслуживают национальные компании и квазигосударственный сектор, у них всё хорошо с привлечением денег, им не сильно интересно тратить время на обслуживание ИП или ТОО. Привыкшие кредитовать на миллиарды не хотят возиться с кредитами по миллиону тенге.

В стране сейчас много говорится и делается в области онлайн-фискализации, цифровизации товарно-денежных сделок. Это даёт реальный эффект экономике страны? МСБ выходит из тени?

Конечно, это даст эффект, учитывая огромные темпы внедрения. МСБ медленно, но верно выходит из тени, начинает ценить выгоды, которые несет доступ к цивилизованным ресурсам кредитования. Но работы в этом направлении еще много.

Меры государственной поддержки МСБ, НПП, Даму, Открытая цифровая платформа «Казахтелеком» – всё это направлено на развитие розничной экономики. Это то, что нужно бизнесу в текущем состоянии?

Все эти проекты, без сомнения, работают, другой вопрос - насколько они помогают рядовому предпринимателю? В текущем состоянии бизнес больше всего интересует повышение покупательского спроса, а как его поднять - забота государственная.

Каково будущее fintech в Казахстане? Победят ли банки? Придут ли зарубежные игроки? И в каких направлениях fintech местный бизнес может совершить прорыв?

Будущее финтеха в Казахстане, как и любое будущее, вообще туманно. С одной стороны, если банки «победят», это будет не победа, а замедление процесса, потому что частные игроки двигаются гораздо быстрее. С другой стороны, юридически всё упирается в монопольное положение банков, например - право на проведение платежных операций между юрлицами, множество других прав, поэтому, надеюсь, банки и финтех-компании войдут в эффективный симбиоз.

Что вы думаете о таком направлении кредитования населения как «социальный рейтинг», который сейчас в порядке эксперимента внедряется в Китае?

Лучше, конечно, когда цифровизация развивается децентрализовано, а не так как в Китае. На самом деле у каждой компании есть свой «социальный рейтинг» в форме лояльности к клиенту, с последующей конвертацией в бонусные баллы, привилегии в виде миль, как у авиакомпаний. Но если бизнес будет справляться у государства о благонадежности граждан - это путь к тоталитаризму системы.

Последний вопрос: будете для нас писать на темы, связанные с fintech?

Да, конечно. Мне есть, что рассказать людям на эту тему.