Деньги в рекламе: объем услуг в секторе вырос на 75,65%

Деньги в рекламе: объем услуг в секторе вырос на 75,65%

Вместе с объемом услуг увеличилась и средняя зарплата сотрудников в рекламной деятельности. Фактическая численность сотрудников при этом сократилась.

Специалисты казахстанского PR-агентства ITCOMMS изучили данные Бюро нацстатистики за январь-март 2023 года. Согласно данным, объем услуг по направлению "Рекламная деятельность и исследование конъюнктуры рынка" в 1 квартале 2023 года достиг 101 млрд тенге без объема услуг ненаблюдаемого сектора экономики. Это на 75,65% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Значительный рост объема услуг в рекламной деятельности и исследовании конъюнктуры рынка, произошел в 1 квартале 2022 года: с 225 млн тенге до 58 млрд тенге.

В структуре услуг большая часть пришлась на деятельность рекламных агентств: 85,4 млрд тенге. Это на 76,5% больше, чем за январь–март 2022 года. Ещё 3,1 млрд тенге пришлось на размещение рекламы в средствах массовой информации, что больше на 10,8% по сравнению с прошлым аналогичным периодом.

Фактическая численность сотрудников в секторе в 1 квартале 2023 года, по сравнению с январем-мартом 2022 года, уменьшилась на 12,9% и составила 1 396 человек. Из них чуть больше половины женщин (52,9%).

Среднемесячная номинальная заработная плата за 1 квартал 2023 года в рекламной деятельности составила 326 670 тенге. Это больше на 29,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Индекс реальной заработной платы к соответствующему периоду прошлого года составил 108%.

Что это значит для отрасли?

Рост объема услуг в секторе на протяжении нескольких лет может говорить о том, что данный вид деятельности вызывает интерес местного бизнеса.

Вот, что по этому поводу думают эксперты:

"Во-первых, благодаря развитию цифровизации предприниматели активно автоматизируют свои бизнес-процессы. Это приводит к оптимизации расходов и перераспределению ресурсов, в т.ч. человеческих. Во-вторых, рекламная деятельность — одна из самых стрессовых. Эмоциональное выгорание может подтолкнуть специалистов уйти из найма в поисках work-life balance. И, конечно, бум ИИ становится новым вызовом для тех же SMM-специалистов, дизайнеров, копирайтеров и др.", — Олеся Колесниченко, директор агентства PR Guide.

"В ситуации, когда увеличивается объем услуг в секторе и при этом сокращается число сотрудников, можно предположить, что специалисты уровня Senior ушли реализовывать собственные проекты. Например, начали оказывать консалтинговые услуги или открыли свои агентства. Если это действительно так, то на мой взгляд, это хорошая новость для рынка. Это говорит о том, что для них рекламная деятельность перестала быть работой и стала бизнесом. Люди видят в этом развитие, конкуренция вырастает. А когда есть конкуренция, появляются новые идеи, новые смыслы. В такой среде интересно творить и создавать.", — Александр Лихтман, основатель PR-агентства ITCOMMS.