Держи дистанцию! Онлайн-образование в Казахстане

Весной школы республики были переведены на новую форму обучения – дистанционную. Это потребовало от Министерства образования пересмотра подходов к учебному процессу. Для решения проблемы чиновниками и издателями был изучен международный опыт, предложены конкретные решения. Как начался новый учебный год для казахстанских школьников, и какие новые технологии и инструменты предлагает отечественная система образования в помощь нашим детям.

В настоящее время казахстанское образование переживает период реформ. Развитие отечественного образования ориентировано на лучшие мировые и европейские стандарты.  В их числе – цифровизация и автоматизация учебного процесса, внедрение в будущем в школах Казахстана электронных учебников. Министерство образования, несмотря на критику, эту идею активно продвигает. В программу начальной школы был введен предмет «информационно-коммуникационные технологии», начиная с 3 класса. Также разработаны учебники информатики для самых маленьких учеников: теперь основам компьютерной грамотности будут обучаться первоклашки.

Мировой опыт

Система онлайн-обучения уже давно востребована в мире, является очень эффективной и имеет отличные показатели и рейтинги. Нам она хорошо известна на примере языковых курсов или программ получения второго высшего образования в европейских или американских университетах.

Такая система предоставляет намного больше возможностей, чем мы себе представляем. Во-первых, можно учиться, находясь как дома, так и в любой точке мира. Например, если ребенок имеет ограниченные возможности, заболел или находится в другой стране в карантинный период периодического закрытия границ. Он получает полноценное образование наравне со сверстниками без каких-либо ограничений. Онлайн-образование предлагает широкий спектр образовательных услуг, не ограниченный ни временем, ни пространством.

Во-вторых, система онлайн-обучения – достаточно гибкий и адаптивный продукт, она предлагает учащимся и учителям такие возможности, которых нельзя достичь, используя лишь традиционные методы обучения. Применение цифровых технологий позволяет учащимся выбрать подходящий темп обучения, комфортный принцип подачи материала, продолжительность урока, дополнительную информацию.

И, в-третьих, онлайн-обучение и работа с электронными учебниками способствуют улучшению эффективности учебного процесса, повышению успеваемости и формированию навыков работы в цифровой среде.

Сегодня в мире около 20 стран реализуют национальные программы цифровизации, среди них: Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Индия, Саудовская Аравия, Дания, Норвегия, Великобритания, Канада, Германия, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Эстония. Входит в этот список и Казахстан. Лидерами в гонке технологий, по мнению большинства мировых экспертов, являются Китай, Сингапур и Южная Корея.

Государственная программа Китая «Интернет плюс» сыграла роль в обеспечении стабильного роста экономики Поднебесной. Она объединила мобильный интернет, облачные технологии, большие объемы данных и интернет вещей с производством. Проект направлен на развитие электронной коммерции и интернет-банкинга. Цель – интеграция в единое целое интернет-технологий, промышленности и социального сектора. Кстати, Китай является самым крупным пользователем интернета и мобильных устройств.

Сингапурские проекты «умной экономики», Smart Nation и Smart City, уже давно стерли грань между фантастикой и реальным миром. Правительственный проект Smart Nation объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан для внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь и создания комфортной и прагматичной среды обитания для всех жителей города-государства. Цель программы – быть самой технологически развитой страной в мире. И сфера образования здесь – одна из ключевых, наравне IТ-технологиями. В будущие таланты и их проекты вкладываются миллиарды долларов.

Южная Корея нацелена на реализацию стратегии «Креативная экономика». Ее главная задача – переориентировать страну больше на услуги, чем на производство, активно развивать инновации, образование и науку, а не промышленный сектор.

Отдельно надо сказать об опыте Эстонии в сфере цифровизации образования. Эта небольшая прибалтийская страна, за неимением природных ресурсов и крупных производств, все поставила на карту образовательного сектора и не прогадала. За последние три года использование электронных учебников в Эстонии выросло в 10 раз, а индустрия учебной литературы превратилась в настоящего поставщика цифровых услуг. Сегодня эстонские IT-специалисты занимают лидирующие позиции на мировом рынке данного вида услуг, наравне со своими коллегами из Израиля, Беларуси и США. А, согласно результатам международного исследования навыков учащихся PISA (ПИЗА), знания учеников основных школ Эстонии находятся на первом месте в Европе в трех областях – математике, чтении и естественных науках.

Как видим, приоритет смещается в сторону высоких технологий и подготовки кадров, которые способны эти технологии разрабатывать, внедрять и полноценно применять в повседневной жизни.

Кстати, внедрение электронных учебников в образовательный процесс Эстонии решило еще одну важнейшую задачу – избавило детей от тяжелых ранцев. Все очень просто: бумажные учебники учащимся предоставляет школа. По окончании уроков книги остаются в школьных аудиториях на полках, а ученики занимаются дома по электронным учебникам. Новые технологии так понравились эстонским школьникам, что сегодня уже более 30% школ этой страны внедрили их в учебный процесс.

Внедрение системы дистанционного образования в Казахстане

Современная система образования, которая сегодня внедряется и в нашей стране, подразумевает увеличение количества времени для самостоятельного обучения. В учебном процессе возрастает роль информационных образовательных технологий, а лидирующие позиции отводятся электронным учебникам.

Основные условия для плавного и эффективного перехода к системе онлайн-образования очевидны: максимальный охват территории высокоскоростным широкополосным интернетом, обеспеченность школ компьютерной техникой и наличие образовательных интернет-платформ.

Вопросом покрытия республики оптоволоконными сетями занимается национальный оператор связи «Казахтелеком». Также почти в каждой семье есть, как минимум, один мобильный телефон с выходом в сеть. Сотовые операторы на период дистанционного обучения разработали различные тарифы, которые не учитывают трафик при пользовании казахстанскими образовательными порталами. Ведущие операторы сотовой связи разработали специальный тариф для учащихся «Білім» стоимостью 990 тенге. Он доступен с начала учебного года. Трафик на образовательные ресурсы Казнета на данном тарифном плане не тарифицируется.

Одним словом, вопрос с доступом в интернет решить вполне реально. Сложнее ситуация с компьютерным обеспечением школ. Процесс идет не так быстро. Но и здесь на помощь приходит мобильный телефон или планшет – электронные учебники доступны на любых гаджетах.

В принципе, обеспечение технической базы для полноценного запуска цифрового образования в Казахстане вполне реально. Возможности имеются, а условия создаются. Теперь разберемся с цифрами. Какова статистика по учащимся на сегодняшний день?

Новый учебный год начался для почти 3,3 миллиона казахстанских школьников. По информации Министерства образования и науки Республики Казахстан, сейчас в формате дистанционного обучения с использованием интернет-платформ и телевидения обучается порядка 2,6 миллиона школьников, еще 530 тысяч детей проходят обучение в так называемых дежурных классах, более 150 тысяч – посещают занятия в обычном режиме, в основном это региональные учебные заведения с небольшой численностью учащихся.

Следует напомнить, что весной этого года у педагогов возникал вполне очевидный вопрос о переподготовке к работе в новых условиях. Своими переживаниями на этот счет делились и родители. Всех успокоил министр образования Асхат Аймагамбетов.


Начало занятий было спланировано с учетом летних отпусков преподавателей и началось 20 июля. Всего стажировку в преддверии нового учебного года прошли почти 350 тысяч казахстанских педагогов. Полученные знания они будут иметь возможность опробовать на практике, как минимум, до конца второй четверти. А помогать им в этом будут образовательные онлайн-платформы, которые предлагают отечественные разработчики и издатели.

Инструменты для дистанционного образования: видеоуроки, мессенджеры, онлайн-платформы

Как и в прошлом учебном году, активную поддержку учащимся в освоении материала окажут казахстанские телеканалы. При поддержке Минобра проведена работа по созданию видеоуроков, которые будут транслироваться на каналах «Аль-Фараби» и «Ел Арна». Всего в помощь школьникам планируют снять более 6 тысяч телевизионных уроков по предметам школьной программы.

Телеуроки, как дополнительный образовательный ресурс, транслируются в течение учебного дня в эфире указанных телеканалов. Кроме того, они доступны в сети интернет. Делается это для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать удобное время просмотра и имели возможность повторить пройденный материал по своему усмотрению

К сожалению, как отмечают в Министерстве образования, не все населенные пункты нашей страны могут принимать телевизионную картинку образовательных каналов. Более чем в 600 селах данные каналы недоступны, а в них проживает 314 учеников.


При этом он добавил, что каждая школа будет принимать самостоятельное решение по использованию того или иного ресурса в образовательном процессе. К сожалению, по его словам, не все образовательные платформы идеально подходят для организации онлайн-обучения. Однако они содержат готовые видеоуроки, различные мультимедийные ресурсы, которые вполне позволяют получить необходимые знания по предметам.

Что же собой представляют современный электронный учебник и онлайн-платформа для эффективного дистанционного обучения?

Самое главное, о чем следует сказать, – это то, что до последнего времени, к сожалению, на казахстанском образовательном рынке не было четкого представления об электронном учебнике и образовательной платформе. Многие считали, что это – интернет-сайт, на котором можно скачать нужный учебник в привычных форматах ePub или PDF. Скачал, читаешь, решаешь задачи, пишешь контрольные.

Однако все не так просто. Мы не случайно рассказали об опыте цифровизации образования в Эстонии. Продукт именно этой страны стал примером и основой для создания одной из образовательных онлайн-платформ в Казахстане.

Современный электронный учебник – это интерактивная учебная онлайн-среда, включающая в себя теоретический материал, как тексты, иллюстрации, схемы, таблицы и практические интерактивные задания в виде вопросов, тестов, кроссвордов, эссе, а также широкий спектр интегрированных мультимедийных материалов – видеофильмов, музыкальных композиций, аудио- и видеороликов, флеш-анимаций и многое другое.

Цифровые учебные материалы предлагают оптимальные персонально-ориентированные возможности обучения. Международные эксперты отмечают, что в отличие от бумажных учебников, применение цифровых технологий в учебном процессе позволяет ученикам углубленно изучить выбранную тему, либо обратиться к предыдущему материалу для повторения. Это становится возможным благодаря современной поисковой системе и функции интегрированного содержания учебной среды. Другими словами, обучение с помощью электронных учебников наиболее эффективно тогда, когда оно отвечает индивидуальным потребностям и учебным целям учащихся.

По-прежнему одними из основных инструментов, обеспечивающих в Казахстане функционирование системы онлайн-образования, остаются различные мобильные приложения, мессенджеры и сервисы видеоконференций.

Популярный мессенджер WhatsApp преподаватели используют для ведения классных чатов, рассылки и сбора домашних заданий, а также СОРов и СОЧей, проведения виртуальных родительских собраний и много чего еще. WhatsApp стал настоящим символом дистанционки в Казахстане. Главные преимущества приложения: бесплатная аудио- и видеосвязь, простой и понятный интерфейс, доступность (установлен практически на всех гаджетах в нашей стране).

Для проведения видеоуроков, видеоконференций, онлайн-встреч отечественные педагоги выбрали видеосервис Zoom. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию продолжительностью до 40 минут. Некоторые классы используют платные тарифные планы c неограниченной продолжительностью конференций и с количеством участников до 100 человек.

Основные преимущества Zoom: видео- и аудио связь с каждым участником конференции; в платформу встроена интерактивная доска (можно легко и быстро переключаться с трансляции видеоконференции на доску и демонстрировать слайды); есть чат (удобно делиться сообщениями и файлами); а еще можно вести запись уроков как в память компьютера, так и в «облако».

Более продвинутые преподаватели используют продукт компании Microsoft — корпоративную платформу Teams. В ее состав входят чат, онлайн-встречи, различные приложения. Также продукт предоставляет возможность обмена и совместной работы с файлами. Платформа Teams, по замыслу разработчиков, может заменить такие сервисы как Zoom, Google Docs, Trello и другие подобные инструменты. Базовой версией Microsoft Teams можно пользоваться совершенно бесплатно.

Главные преимущества Teams: разделение работы и задач по командам; возможность добавлять неограниченное количество пользователей; облачное хранилище для файлов; более 250 интегрированных приложений для выполнения практически любых учебных задач.

Основная цель стратегии дистанционного обучения – предоставить учащимся разнообразные возможности и реализовать современные педагогические технологии. И все это для повышения эффективности образования. Поэтому выбор приложения – дело исключительно добровольное. Разработчики предлагают на рынке продукты на любой вкус, уровень подготовки и кошелек.

В качестве главной образовательной силы в период дистанционного обучения Министерство образования и науки Казахстана рекомендовало использовать онлайн-платформы. Еще в апреле министр образования Асхат Аймагамбетов сообщил о готовности Казнета к новому учебному году.


В ведомстве еще раз подчеркнули, что на сегодняшний день каждое учебное заведение республики вправе самостоятельно выбирать любую учебную платформу, отвечающую запросам педагогов и учеников. Ниже приведены основные рекомендованные казахстанским школьникам порталы.

OPIQ.KZ

Основное отличие онлайн-платформы электронных учебников Opiq.kz заключается в том, что она является не просто интернет-сайтом, а полноценной программной средой и позволяет не только распространять, но и создавать электронные учебники. Продукт успешно внедрен в образовательную систему Эстонии и Финляндии, а с 2018 года работает в Казахстане.

Сейчас портал предлагает учащимся электронные учебники с 1 по 11 классы. В основном на портале представлена продукция издательства «Алматыкiтап». Интерфейс портала реализован на трех языках — казахском, русском и английском.

Электронные учебники на платформе Opiq.kz позволяют обеспечить учащимся доступ ко всем цифровым материалам в единой учебной среде. В Opiq.kz интегрирован такой инструмент как школьный журнал, что позволяет учителю осуществлять сбор данных о результатах учащихся и анализировать, насколько они успешно справляются с программой обучения. Возможности платформы электронных учебников позволяют сопровождать материалы интересным мультимедийным контентом: видео, аудио, графика, слайды и многое другое.

Электронные учебники Opiq.kz доступны на любом устройстве: настольном компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне. Интерфейс адаптируется автоматически. Стоимость лицензии — 1 300 тенге в месяц, за комплект из 85 учебников с 1 по 11 классы.

KUNDELIK.KZ

Название портала говорит само за себя: это уже зарекомендовавший себя «электронный дневник» — доступ в режиме реального времени к любой учебной информации. Если точнее, то это автоматизированная информационная система электронных журналов и дневников для общеобразовательных школ Казахстана.

«Kүнделік» позволяет перевести школьный документооборот в электронную форму и предоставляет инструменты для социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – учителями, родителями и учениками.

Родители наравне с педагогами имеют возможность контролировать успеваемость ребенка в режиме онлайн, что позволяет оперативно реагировать на возникающие трудности и корректировать учебный процесс для достижения наилучших результатов.

На портале также можно узнать последние новости системы образования, получить консультацию специалиста, приобрести необходимое программное обеспечение и посмотреть обучающие видеоролики. Педагоги же найдут для себя на kundelik.kz профессиональную информацию – инструкции, рекомендации, методические руководства и пособия.

ONLINEMEKTEP.ORG (BILIMLAND.KZ / BILIM MEDIA GROUP)

Портал BILIMLAND.KZ – хорошо известен в образовательной среде Казахстана. Он является помощником учителя в подготовке к урокам. Разработчики портала пошли еще дальше и запустили платформу ONLINEMEKTEP.ORG, специально, разработанную для дистанционного формата обучения. Она является одним из главных инструментов современного образовательного процесса.

На сегодняшний день здесь представлена практически вся школьная программа: более 24 тысяч уроков в соответствии со стандартами Министерства образования и науки РК. Каждый урок состоит из теоретической части (конспекта), видеоролика и заданий.

Уроки разработаны специалистами Назарбаев Интеллектуальные Школы и учитывают все особенности дистанционной системы образования. Многие ресурсы доступны на казахском, русском и английском языках.

Для школьных администраций портал предоставляет широкий набор функциональных возможностей, среди которых расписания уроков, мониторинг успеваемости учеников, школьные чаты, выполнение домашних заданий прямо в системе и многое другое.

Также пользователям доступно мобильное приложение OnlineMektep на базе систем Android и iOS.

DARYN.ONLINE

Пожалуй, один из самых неоднозначных порталов, предоставляющих образовательный контент в казахстанском сегменте интернета. Во-первых, сразу бросается в глаза большое количество орфографических и стилистических ошибок уже на главной странице сайта.

Во-вторых, как-то странно, здесь же, звучит рекламный призыв от создателей портала: «Получите 500 тенге за каждого друга!». Еще 500 – обещают «отвесить» за первый купленный другом урок. Пирамида? Конечно же, нет! Просто неудачный маркетинг.

А сам портал предлагает оптимизировать изучение школьных предметов и курсов, тратя на это минимум времени. Короткие видеоуроки завершаются тестами. Правильные ответы приносят баллы, которые потом можно обменивать на новые курсы. Правда, стоимость курса – от 2 000 тенге – не каждому придется по карману.

EDUCATION.YANDEX.RU

В качестве альтернативы можно изучить возможности бесплатной российской платформы «Яндекс.Учебник», которая предназначена для создания заданий по всем основным школьным предметам.

Ее основное преимущество — скорость и индивидуальность. 350 000 шаблонов готовых заданий на самые разные темы. «Яндекс.Учебник» помогает учителю говорить с подростками «на одном языке»: в задания интегрируются современные герои мультфильмов и комиксов, есть тематические подборки к разным событиям, и все это сопровождают профессиональные иллюстрации и современный язык.

Учитель создает задания и отправляет их ученикам. Платформа позволяет отслеживать прогресс учеников и корректировать следующие задания с учетом успеваемости.

На портале вы также найдете интерактивные курсы и сборники упражнений по школьным предметам.

Что дальше?

Цифровизация – сегодня один из главных трендов в образовательном процессе. В этом году завершился полный переход отечественной системы образования к обновленному содержанию, что подразумевает однозначное продолжение начатых реформ.

Уже сегодня педагоги говорят о том, что работа с электронными учебниками мотивирует учеников к творческой работе. Это та среда, которая привычна ребенку: гаджеты и компьютерные технологии делают школьные занятия интересными и побуждают генерировать новые идеи.

Если отечественное образование сделает правильные выводы и извлечет полезные уроки из этого продолжительного этапа дистанционного обучения, то интеграция в мировое информационное пространство, к чему стремится наша страна, будет проходить намного быстрее и эффективнее. Новое поколение уже готовится к этому этапу мировой истории – всеобщей глобализации и существованию в едином цифровом пространстве.

Алексей Кузьмин