Эксперты: Искусственный интеллект не заменит учителя и поможет сократить разрыв в уровне образования
Искусственный интеллект не заменит учителя, но может освободить его от рутинной работы, забрав на себя часть задач. Для Казахстана ИИ – одна из возможностей, которая поможет сократить разрыв в уровне образования детей из разных регионов и социальных слоев, обеспечив любому ребенку полноценный доступ к самым лучшим учебным программам и материалам. Тем не менее, необходимо прорабатывать правила этического, безопасного и допустимого использования ИИ — прорабатывать и обучать им детей.
Так считают эксперты панельной сессии «Классическое образование в эпоху ИИ», проходившей в рамках Республиканского августовского саммита педагогов 2024 года. Панельная сессия была организована мультиплатформенным научно-образовательным проектом Qalam Global.
Участники прежде всего обсудили исследование аналитиков Всемирного Экономического Форума об образовании в эпоху ИИ, где говорилось о том, что ИИ не заменит учителей в ближайшем будущем, но при этом поможет автоматизировать от 20 до 40% рутинных задач.
Ник Макфлай, эксперт в области искусственного интеллекта, согласен с заключением исследования. Он отметил, что никакой замены не будет и ИИ станет дополнительным помощником для учителей:
По словам Рауана Кенжеханулы, основателя и генерального директора компании Bilim Media Group, в отличие от других стран, в Казахстане школьная программа полностью оцифрована. Это позволяет подойти к вопросам применения новых технологий и инструментов, вроде ИИ, максимально подготовленными.
Алина Алимбаева, магистр химии, заявила, что уже сейчас многие преподаватели используют ИИ для самых разных задач – от разработки персонализированных задач для каждого ребенка в классе до проверки письменных работ учеников.
Станислав Кауров, член Общественного совета Министерства просвещения РК, отмечает, что ИИ воспринимается учителями по-разному:
Говоря о персонализации учебного процесса с помощью ИИ, он подчеркнул существование стандартов и требований, которые не всегда позволяют гибко подстраиваться под новые технологии.
Рауан Кенжеханулы отмечает, что такой вопрос возник не только в Казахстане, но и во всем мире:
Спикеры панельной сессии также обсудили вопрос этического и уместного использования ИИ.
Жар Зардыхан, историк и главный редактор проекта Qalam.global, рассказал о том, что в ходе развития ИИ, как и в других сферах, сначала генерируется огромное количество информации, а потом часть отсеивается.
Станислав Кауров отметил, что такие правила должны быть восприняты детьми как естественные:
В рамках панельной сессии также были подведены итоги и награждены победители первого сезона республиканского конкурса устных историй ÖZIMIZ, организованный проектом Qalam.global.
Первое место и сертификат на сумму 1,5 млн тенге получил Мансур Сабирулы из Астаны за работу про историю одной семьи.
Второе место (1 млн тенге) заняли Анар Жұмахан и Толғанай Бекжапар, Тараз, «История Карасайского ущелья».
Третье место (500 тыс. тенге) – Лиана Товсултанова, Кушмурун (Костанайская область), «История моей семьи в условиях депортации».
Кроме того три участника были удостоены специального приза от редакции Qalam.global и еще три участника стали обладателями приза зрительских симпатий.