Эволюция «Электронного правительства» в Казахстане Часть 1.
Ввиду активного роста интереса к теме электронного правительства, я решила подробно рассказать историю его создания и развития в Казахстане.
Для удобства чтения текст разделён на шесть частей.
Делаю это для того, чтобы грамотное население смогло бы разбираться в ситуациях, связанных с электронным правительством в стране.
Итак, базисом для создания электронного правительства в Казахстане стала первая госпрограмма формирования и развития национальной информационной инфраструктуры РК на 2001-2005 годы. Главным достижением этой программы стало начало развития инфраструктуры, государственных баз данных, нормативной и методической базы для автоматизации работы госорганов. В этот период был принят первый Закон "Об информатизации".
Кстати, техническое оснащение госорганов тогда было на очень низком уровне — где-то 0,5 компьютеров на 1000 человек. Да и уровень компьютерной грамотности чиновников оставлял желать лучшего — менее 5% населения.
Революцию в этот период совершила информатизация налоговой службы. Помню, как эти системы внедрялись в региональных налоговых подразделениях, сколько было сопротивлений со стороны налоговиков и бухгалтеров. Они тогда жаловались, что государство хочет "залезть" в их коммерческую деятельность. Заставить налогоплательщиков сдавать налоговую отчетность в электронном виде было крайне сложно, так как это подразумевало выводить их бухгалтерию из бумаги в "цифру". Сейчас уже мало кто помнит, как это было. Бухгалтера привыкли все сдавать в электронном виде и отвыкли от ежедневного посещения налоговых инспекций.
Налоговые комитеты были серьезно видоизменены, тогда впервые появились опер.залы, где по "принципу одного окна" обслуживались налогоплательщики. А до этого момента они ходили длинными очередями по отдельным кабинетам и там "решали" свои вопросы.
В этот же период была создана компания АО "Национальные информационные технологии", которая впоследствии стала оператором инфраструктуры "Электронного правительства". Позже эта программа национальной информационной инфраструктуры была поставлена на утрату, так как была разработана концепция электронного правительства (ЭП).
Теперь, переходим непосредственно к эволюции ЭП. Как вы поняли из вышесказанного, все это создавалось не на пустом месте.
В 2004 году я работала в министерстве экономики и меня привлекли к разработке концепции ЭП, так как у меня был практический опыт внедрения налоговых систем. За короткий период была сформирована команда, которая начала изучать лучший опыт и понимать его применимость в Казахстане. В команде были разработчики, методологи и архитекторы, специалисты-практики занимались изучением электронного управления. Было понятно, что для создания ЭП нужна инфраструктура, законы, эффективные бизнес-процессы и автоматизация госорганов.
Мы проанализировали все существующие в мире модели: государственную, частную и государственно-частную модель. Особенно, изучались модели Эстонии, Кореи, Сингапура, Великобритании и США.