Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 3.
Когда была создана основа, развитие е-правительства перешло на второй этап — интерактивный.
Период 2008-2010 годов. В этот период получили развитие интерактивные услуги с применением ЭЦП. Люди стали получать адресную справку, справку о судимости, начали регистрировать акты гражданского состояния через портал. Этот период стал революционным в своем роде, так как появились ЦОНы, которые сильно изменили государственные бизнес-процессы по обслуживанию населения.
Появилось достаточно много сервисов для бизнеса, стало возможным зарегистрировать компанию онлайн, электронно получить лицензию, поучаствовать в онлайн закупках.
После этого развитие е-правительства перешло на третий этап — транзакционный. Появились более сложные многокомпонетные услуги. Здесь большим достижением стало внедрение систем "Е-нотариат" и "Е-лицензирование". Многие нотариусы уже не помнят, но тогда они очень сопротивлялись этим изменениям также как и госорганы, которые боялись предоставлять доступ к гос.базам данных нотариусам.
Нотариусы боялись, что их услуги станут не востребованными. Но как показала жизнь, именно благодаря этой системе сегодня не нужно бегать за справками при оформлении сделок с недвижимостью, машинами и прочим. Оформление сделок купли-продажи стало простым.
К этому периоду развивалось и законодательство в сфере цифровизации и ЭЦП, уже были закреплены разные виды электронных услуг, появились новые институты, которые должны были отвечать за развитие е-правительства. В частности, Холдинг "Зерде" получил статус национального института по развитию ИКТ.
В 2009 году на портале е-правительства была реализована масштабная прямая линия с Главой государства, было обработано более 100 000 обращений граждан с помощью портала, SMS и телеобращений. Такой многоканальный коннекшен с Президентом был в истории страны один раз.
В 2010 году стартовал транзакционный этап развития е-правительства, на портале egov появились услуги, предполагающие возможность онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, сборов, пошлин и штрафов за нарушения ПДД, в 2011 году — оплата услуг ЖКХ.