Эволюция развития «Электронного правительства» в Казахстане. Часть 6
В предыдущей части я писала, что инфраструктура е-правительства, на которой развивались все эти е-услуги, была создана в период с 2005-2008 годы. За последние 8 лет нагрузка на нее существенно возросла ввиду роста объема и сложности данных, а также повышения требований по обеспечению безопасности. Также за прошедшие с момента запуска инфраструктуры годы, существенно эволюционировали технологии.
В результате чего актуальность модернизации действующей инфраструктуры е-правительства существенно возросла. Уже сегодня актуальна модернизация единой транспортной среды госорганов, строительство дополнительных магистральных каналов связи, а также повышение пропускной способности каналов связи до 100 Мбит/с, а в некоторых точках сети до 10 Гбит/с.
Особенно важно строительство нового серверного центра госорганов. Так как на текущий момент имеется достаточно рисков:
— Во-первых, здание, в котором располагается текущий серверный центр, изначально не было предназначено для организации дата-центра, что накладывает определенные ограничения на инженерную инфраструктуру;
— Во-вторых, текущий серверный центр соседствует с офисными помещениями, что также повышает риск возникновения пожара;
— В-третьих, с увеличением срока эксплуатации серверного центра и износом инфраструктуры, риск возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера возрастает, что в особенности связано с электроснабжением (короткое замыкание, износ кабельной продукции);
— В-четвертых, рост количества киберугроз и кибератак в области информационной безопасности, связанный с действиями современных преступных кибергруппировок и зарубежных разведывательных спецслужб, требует обновления и оборудования и специализированного ПО;
— В-пятых, есть еще регионально распределенные ЦОДы, которые также требуют модернизации;
— В-шестых, есть реальные проблемы в интеграции информационных систем госорганов, которые создавались в разные годы и под разные нужды. Каждая система имеет свою платформу и свой формат данных. При всем многообразии архитектурных подходов возникает необходимость обмена данными между информационными системами.
Интеграция структурно-различных ИС всегда несет в себе возможность некорректного переноса данных либо их утраты.
На сегодня интеграция между ИС госорганов налажена только в узкой части передачи данных для формирования итогового результата электронных услуг (справки, документы и т.д.). Разрозненность и отделенность всей информации по госорганам не позволяет совершить качественный скачок в цифровизации государственных бизнес-процессов, а также внедрить искусственный интеллект.
Также, разноплатформенность влечет увеличенные затраты на создание и сопровождение ИС (примерный бюджет составляет 300-500 млн тг.). При этом, часто создаются дублирующие системы. Кроме увеличения затрат, пользователи сталкиваются со сложностями работы в разных окнах, отдельной авторизации в каждой системе, различными механизмами наполнения и обработки информации.
P.S. На этом заканчиваю свой сериал под названием "Эволюция электронного правительства" в Казахстане. Но это ещё не всё. В последствии, я буду публиковать такие вот истории об информационных системах госорганов, акиматов и даже НПП "Атамекен".