FemTech: женский взгляд на стартап
С каждым годом увеличивается число женщин-предпринимателей и стоит отметить, представительницы слабого пола добиваются не меньших успехов в бизнесе чем мужчины. Взять к примеру, Татьяну Бакальчук, основательницу интернет-платформы Wildberries, которая по оценке Forbes за прошлый год была признана богатейшей россиянкой. А как обстоят дела у женщин-предпринимательниц в Казахстане? Какие трудности ожидают женщин в бизнесе?
Об этом и о многом другом рассказали основатель и генеральный директор HUBSpeakers Елена Гришнева и СЕО сервиса проверки контрагентов Kompra, руководитель проекта Kompra Filter Рината Илюбаева.
Елена Гришнева - основатель международного бюро спикеров HUBSpeakers
Как возникла мысль заняться стартапом?
Идея открыть бюро спикеров в Казахстане появилась в декабре 2018 года. В Москву, где я находилась, стали приходить запросы на выступления спикеров, обучение сотрудников русскими или иностранными гражданами. Заметив спрос, я решила открыть офис в Нур-Султане.
Сталкивались ли с трудностями в этой сфере?
Наша компания была основана в 2014 году в России. За все время мы встречались с нашими клиентами всего несколько раз в живую, работа ведется дистанционно. Сотрудники находятся в разных городах и странах. Когда мы запустили бизнес здесь – начались трудности. Из Казахстана в Москву подписываются контракты дистанционно. А из Казахстана в Казахстан, как правило, нужно встречаться лично.
Есть ли универсальный рецепт успеха для стартапа?
Для того, чтобы достичь успеха в бизнесе необходимо вкладывать свое внимание, энергию, время. Проявлять живой интерес к тому, что происходит вокруг твоего продукта. Даже если никто не верит в него, главное верить самому.
Как вы оцениваете перспективы развития женского стартапа в Казахстане?
Учитывая местные традиции, к сожалению, женщинам здесь не принято выделяться. Поэтому, если есть желание что-то сделать своими руками, то без мужчины не обойтись. Чтобы решить эту проблему мы нашли человека, который возглавил представительство на территории Казахстана и тем самым за один год увеличили оборот компании вдвое. Еще я заметила разницу в национальности: русские в душе инженеры, больше погружаются в задачу, а казахстанцы - хорошие руководители и мастера продаж.
Я считаю, если девушка решила запустить свой стартап в Казахстане – мало кто будет воспринимать её серьезно. Надо искать мужчину-партнера или запускать свое дело в Москве, где к женщинам предпринимателям относятся даже с большим уважением. Так, например, в этом году я стала финалисткой премии «Деловая женщина России», учрежденной E&Y.
Расскажите о своих планах на будущее? Как карантин повлиял на ваш бизнес?
Пока Казахстан думает, как переходить на онлайн, Россия уже вовсю пользуется виртуальной реальностью. Москва, Петербург, регионы России регулярно обращаются к нам за организацией онлайн конференций, мастер-классов, интеллектуальной игрой «Что? Где? Когда?».
С марта 2020 года, когда ввели чрезвычайный режим в Казахстане, наша индустрия просто остановилась, замерла и до сих пор не может прийти в себя. Это удивительно, поскольку я знаю, что Казахстане уже несколько последних лет волновал вопрос цифровизации. По факту, страна оказалась абсолютно не готова к новой жизни в режиме онлайн. За эти 5 месяцев мы поговорили с более чем 200 компаниями в Казахстане разного масштаба и 99% из них не планируют обучать своих сотрудников до конца года. Пока основной бизнес у нас на паузе, мы не сидим сложа руки. Договариваемся о партнерстве с интересными нам проектами, прошли акселератор в Astana Hub, и даже запустили в тестовом режиме новый стартап Nomad Speaker. Это площадка, где клиенты могут оставить запрос на выступление спикера и напрямую получить предложения.
Рината Илюбаева - СЕО сервиса проверки контрагентов Kompra, руководитель проекта Kompra Filter.
Что натолкнуло вас прийти в стартап?
Я пришла в Kompra в качестве менеджера по продажам по приглашению своего друга, основателя проекта Асхата Сергазина. Это был молодой проект, у которого была потребность нанимать ответственных и быстро адаптирующихся сотрудников. Продукт было тяжело продавать, потому что тогда на рынке не было аналогов и практически никто о нем не знал. Для меня это стало интересным челленджем, с которым мы достаточно неплохо справились.
С какими трудностями вы столкнулись в этой сфере?
Главная сложность отдела продаж в стартапе - твой продукт никто не знает. Ты создаешь что-то абсолютно новое, и первоочередная задача - выявить потребность перед началом продаж.
Это сложный, но интересный вызов, когда ты выявляешь потребность, подтверждаешь гипотезу и понимаешь необходимость сервиса. Много стартапов умирают после полугода разработки, потому что не смогли найти клиента и подтвердить пользу продукта. Если ты нашел хотя бы одного последователя, за ним приходит второй, и потихонечку расходится сарафанное радио. Это самое лучшее, что может произойти со стартапом.
Есть ли универсальный рецепт успеха для стартапа?
Не думаю, что есть универсальный рецепт, но ближе всего к нему - трудолюбие, какую бы сумасшедшую идею ты не придумал. Если ты разрываешься между восьмичасовым рабочим днем и идеей, отдаешь ей лишь вечернее время или выходные, забирая часы у своей семьи, рано или поздно начнешь ненавидеть своё же детище. Поэтому если хочешь, чтобы стартап выстрелил, нужно организовать время и уделять ему самые трудоспособные, умные часы первой половины дня. Когда ты концентрируешься только на продукте, то сможешь либо прийти к успеху, либо быстро понять, что стартап не выстрелит. И даже плохой исход лучше, потому что, поняв ошибки заранее, ты потратишь куда меньше времени и денег.
Как вы оцениваете перспективы развития женского стартапа в Казахстане?
Так же, как к перспективе развития всех стартапов Казахстана. Какая разница, женское или мужское руководство у стартапа? Несмотря на старые стереотипы, в сфере IT нет стеклянного потолка по отношению к женщинам. Идея, удовлетворение потребностей пользователей, качество разработки, упаковка и подача продукта решают все. Есть много примеров, когда с этим успешно справлялись женщины.
В Казахстане сейчас высокий спрос на инновационные продукты во всех сферах жизни и со стороны государства, и со стороны бизнеса, и со стороны обычного пользователя. Неважно, кто является создателем стартапа - парень или девушка, если человек смог найти потребность, зацепиться за идею, реализовать и продвигать её. И созданный продукт может дорасти до уровня таких крутых стартапов, как ChocoLife, Aviata, или даже выйти на международный рынок.
Расскажите о своих планах на будущее?
Конечно же, выйти на международный уровень. За три года Kompra достигла определенного уровня, заняла свою нишу в сфере экономической безопасности. Мы хотим развиваться так экстенсивно, так и интенсивно.
Интенсивно - за счет освоения новых данных и разработки продуктов. Запрос со стороны бизнеса большой от комплаенс-контролеров, служб безопасности. Эта тема сейчас сильно развивается на законодательном уровне, поэтому наши продукты будут востребованы все больше и больше. Мы ищем возможности интеграции с государственными базами данных, разрабатываем новые модули и функции, которые будут полезны специалистам.
Экстенсивно мы хотим расширяться в первую очередь в странах СНГ. Сейчас мы уже вышли на рынки Беларуси и России, добавили в сервис данные по Украине и Кыргызстану. На этом мы не останавливаемся. У нас есть клиенты, которые физически находятся в Европе, но заинтересованы инвестировать в рынок Казахстана и поэтому пользуются Kompra.
Как карантин повлиял на бизнес?
Первые две-три недели мы перестраивались на онлайн формат. В первую очередь, мы перевели всех сотрудников на удаленку. Перестроили коммуникации внутри команды, стали использовать большое количество различных инструментов, выявив наиболее эффективные для видеосвязи, для ведения задач, для Scrum и Agile.
Во вторую очередь, мы перевели взаимодействие с нашими клиентами в онлайн формат. Если ранее продажи осуществлялись с помощью офлайн-встреч и презентаций, то сейчас мы не можем себе этого позволить. Общение с клиентами стало более тесным, потому что ушло в мессенджеры, в личные сообщения. Сейчас мы активно используем социальные сети для продвижения сервиса. На мой взгляд, коммуникация с клиентами не пострадала.
Маркетинг, в рамках которого ранее мы проводили образовательные мероприятия, сейчас также перешел в онлайн-режим через форумы и вебинары. Это помогает глубже анализировать проведенную работу и качественнее выстраивать подачу информации.
Да, первое время мы не знали, чего ожидать от рынка. Сейчас видим, что в период пандемии потребность экономически обезопасить бизнес и стабилизировать все процессы только возрастает. Люди задумываются: «Где же я могу сэкономить? Как же я могу выстроить процессы в бизнесе так, чтобы в случае подобных потрясений, пандемии, карантина не пострадать?». И здесь защита ваших денег и интересов становится на первый план. Kompra как раз помогает достигать этих целей.