Home Credit Hack: как прошел онлайн-хакатон в Казахстане
15-17 октября Банк Хоум Кредит провел онлайн-хакатон Home Credit Hack для специалистов из Казахстана. Участникам нужно было создать приложение для клиентов и партнеров для автономных покупок. Эксперты и организаторы хакатона Ян Ценкр, директор IT департамента Банка Хоум Кредит, Станислав Тян, директор департамента онлайн-бизнеса и Илья Линицкий, сооснователь Phystech.Genesis рассказывают, как проходило соревнование, сколько было заявок на участие, как отбирали конкурсантов и какие идеи предлагали команды.
Ян, сколько всего было заявок, участников? Сколько было команд? Сколько было прислано работ?
Всего мы получили 550 заявок на участие, но в финал прошли 88 участников, которых объединили в 20 команд. Отбор проходили такие специалисты как frontend и backend-разработчики, бизнес-аналитики, UI/UX-дизайнеры.
В итоге 16 команд прошли все чекпоинты (встречи с менторами, на которых конкурсанты рассказывают на какой стадии их проект) и прислали свое решение на оценку. Из них вместе с экспертами мы выбрали 10 лучших решений и пригласили их команды на финальную презентацию своих идей и продуктов перед жюри.
Участники показали рабочий прототип приложения, его программный код и технологии, которые использовались при его создании.
Илья, Станислав, сколько лет было самому молодому и самому возрастному участнику? Тут интересно узнать: сколько в среднем лет талантливому IT-специалисту из Казахстана?
Илья Линицкий: На хакатоне было возрастное ограничение — участвовать могли только те, кто старше 18 лет. Интересно, что мы получали заявки даже от школьников из десятых-одиннадцатых классов. Самыми возрастными участниками были специалисты 35–40 лет, а средний возраст конкурсантов был около 23–24 лет.
Станислав Тян: И менторов, и жюри очень впечатлил уровень команд и качество их идей. Мы можем сказать, что рынок IT в Казахстане очень развит.
Станислав, это ваш первый опыт в организации подобных соревнований?
Нет, далеко не первый. В прошлом году мы проводили кейс-чемпионат, где студентам и молодым специалистам необходимо было также решить 2 задачи. Участники бизнес-секции создавали стратегии продвижения сервиса безкассовой оплаты, а в IT-секции — разрабатывали прототип сервиса для покупки без кассы или кассира. В дальнейшем мы не планируем останавливаться: такие проекты содействуют развитию технологий и повышению уровня специалистов.
Наше пристальное внимание к различным интеллектуальным мероприятиям неслучайно. Именно в таких масштабных проектах можно найти настоящие таланты, которые могут поменять компанию своими инновационными идеями. Для инновационного банка в сфере digital и новых технологиях банка важно поддержать молодые таланты.
Ян, сколько человек в вашей IT-команде банка?
В IT-команде 260 специалистов — это около 25% от общего числа сотрудников головного офиса.
Они поделены между несколькими отделами. Есть отдел, который занимается всей нашей инфраструктурой и центрами обработки данных. В его задачи также входят поддержка пользователей, поддержка контактных центров и приложений, которыми контактный центр пользуется, ботов, систем телефонии.
Есть также несколько подразделений, где ведется разработка новых решений. В частности, в них совершенствуют "главные" системы банка и мобильное приложение.
Илья, как вы выбирали лучшие команды для участия? По каким критериям? Что должен знать и уметь IT-специалист, чтобы участвовать в хакатоне?
Отбор был в два этапа. В первом — мы анализировали анкеты участников: их образование, опыт работы, предыдущие участия в хакатонах, навыки. Нам нужно было понять, соответствуют ли опыт и знания конкурсантов уровню задач.
На втором этапе мы оценивали мотивацию участников. С ними мы познакомились за одну-две недели до хакатона: общались, создавали чаты с командами. В целом уже тогда было понятно, кто насколько мотивирован, у кого уже есть какие-то идеи, наработки. Наиболее активным, заинтересованным и вовлеченным мы, конечно, отдавали предпочтение.
Ян, есть мнение, что уровень IT-сервисов банков у нас развит гораздо сильнее, чем в других странах. Что вы об этом думаете?
Сегодня для нас уже вполне нормально и привычно совершать мобильные транзакции, будь то оплата связи, переводы с карты на карту, пополнение своих сберегательных счетов и тому подобное. Сейчас вопрос не затрагивает наличие тех или иных опций, так как они у большинства банков более или менее похожи. Сейчас важно, насколько хороший сервис и персонализированный подход вы готовы предложить.
Наш банковский сектор очень сильно отличается от европейского. Например, в Казахстане уже широко распространены P2P-переводы (переводы физических лиц с карты на карту) — в Европейском Союзе они только начинают набирать популярность.
Станислав, какие задачи должны были решить команды?
Как мы уже сказали, участники должны были создать прототип приложения для быстрой самостоятельной покупки товаров в кредит или в рассрочку для клиентов и партнеров. Банк все активнее делает упор на диджитал: у всех клиентов должна быть возможность воспользоваться всеми продуктами и сервисами в любое время и в любом удобном месте.
Ян, какие именно идеи и проекты заняли призовые места? Что интересного предлагали участники? Сможете ли поделиться вариантами выполнения задания?
Мы планировали выбрать только одну команду-победителя, но в итоге увеличили призовой фонд и наградили три команды. Главный приз 1 500 000 тенге получила команда "кОльмары", дополнительные награды ребята из команд — "Not So Serious" и "Team Spirit Squad".
Расскажу про идеи победителей. Команда, занявшая первое место, "кОльмары", решила сделать акцент на текущие боли клиентов Home Credit Банка, UX и бизнес-процессы. Они решили эти проблемы с помощью QR-кода. Плюс, для оптимизации текущих бизнес-процессов кредитования они внедрили блокчейн-технологии на базе Etherium.
Команда Not So Serious предложила два отдельных приложения. Первое для клиента: он может просмотреть список магазинов, подключенных к системе, на месте отсканировать barcode товара и получить информацию об условиях кредита. После его оформления клиент получает QR-код. Второе приложение для сотрудников магазина-партнера: после аутентификации они могут сканировать QR-коды покупателей и получать информацию о кредитовании.
На третьем месте идея Team Spirit Squad: они минимизировали вовлечение персонала. Последним не нужно клеить какие-либо кастомные тэги (QR, например) на товары: покупатель в магазине сканирует ценник нужной вещи с помощью умной идентификации товара — Tesseract OCRE. Далее он подает онлайн-заявку на кредит, и в случае его одобрения получает QR-код, который нужно показать на кассе для того, чтобы забрать товар.
Илья, какие были критерии оценки заданий? На что вы смотрели в первую очередь?
Члены жюри оценивали проекты по разным критериям. В том числе они смотрели на техническую реализацию проекта: как глубоко команда проработала все детали, насколько качественно реализовала все этапы процесса. В целом это половина успеха, 50% оценки. Далее смотрели на UX/UI-проработанность — на удобство интерфейса, на то, будет ли комфортно и понятно это приложение для конечных пользователей. Это еще плюс 30% к оценке.
Последние 20% — это презентация решения. Жюри оценивало, насколько четко команда и спикеры смогли донести информацию о своем проекте, оценить свои сильные и слабые стороны, как они видят дальнейшие шаги.
Ян, Станислав, а над чем сейчас работают ваши специалисты, над какими обновлениями?
На данный момент наши специалисты модернизируют базовую систему нашего банка. Они упрощают текущий вид приложения, работают над оказанием более качественных услуг. Также мы уделяем внимание малому и среднему бизнесу, начинаем разработку новой платформы для МСБ, где будет представлен стандартный набор услуг: открытие карт, переводы и прочее.
У нас большие планы, которые мы хотим воплотить в реальность. Но, например, уже сегодня через приложение Home Credit Bank Kazakhstan можно получить самые популярные продукты: оформить кредит, открыть депозит или карту, конвертировать валюту, перевести деньги без комиссий и многое другое.
Илья, были ли какие-либо забавные случаи на хакатоне?
У нас был конкурс по стикерпакам: участникам нужно было придумать смешные мемы, связанные с тематикой хакатона, оформить в виде стикеров в Telegram и прислать их организаторам — далее все голосовали за лучший набор.
Борьба была очень напряженной — 10 команд прислали свои идеи. В финал вышли два набора: участники спорили, у кого были самые смешные и интересные мемы.
В итоге мы сделали еще дополнительный раунд — так одна из команд смогла победить с минимальным отрывом, опередив соперника всего на один процент голосов.
Ян, есть ли у Банка проекты для начинающих специалистов?
Мы придумали и создали "HCU IT Hub" — авторскую программу обучения и стажировок в Home Credit Bank. Первый поток проекта включал в себя курс по JAVA-разработке, бизнес-аналитике SQL и регресс-тестированию. Позже во второй поток мы добавили добавили Product Management и CRM-campaigns.
Кураторы здесь — ведущие сотрудники банка, те специалисты, которые управляют запуском ключевых продуктов и имеют огромный стаж работы с командами аналитиков и разработчиков. Большую часть времени студенты практикуются на реальных кейсах банка, теория занимает около 20% от всего времени. В конце обучения мы проводим финальный экзамен и собеседование, и, если выпускник со всем справляется, он может присоединиться к команде банка.
Илья, есть ли комментарии от участников — их ощущения от участия именно в онлайн-хакатоне? Смогли ли они почувствовать себя частью команды? Сильные ли отличия от офлайн-соревнования?
Мы всегда собираем фидбек: в этот раз мы общались с участниками лично и через форму обратной связи. Нам важно узнать их оценку нашего подхода, нашей организации хакатона, задач и коммуникации с менторами-экспертами. Мы получили только самые положительные отзывы.
Команда Phystech.Genesis проводит огромное количество онлайн-хакатонов, поэтому умеет подобрать формат, чтобы всем участникам было максимально комфортно. Каждый должен чувствовать себя частью команды, частью масштабного мероприятия, не должно быть ощущения оторванности.
Некоторые команды собирались вместе физически — дома, в общежитиях, в офисах и так далее. Некоторые были на расстоянии тысяч километров друг от друга, но, благодаря нашей платформе и опыту, у нас получилось создать хорошую дружескую атмосферу — у участников были только положительные эмоции.
Конечно, онлайн-соревнование отличается от традиционного. Но сейчас мы можем использовать все самые новые инновационные продукты для коммуникации — именно поэтому мы смогли собрать участников со всего Казахстана.
Если бы мы делали хакатон только в офлайн-формате, пришлось бы делать или очень много разных небольших площадок, или одну масштабную в одном городе. А так мы смогли собрать максимальное количество всех заинтересованных и талантливых ребят с разных городов и сел.
Ян, какие выводы сделали для себя после проведения хакатона? Что можно было сделать лучше?
Самый главный вывод: наши ожидания совпали с реальностью. Мы получили те результаты и эмоции, которые и хотели получить.
Я думаю, что в будущем мы проведем еще много онлайн-хакатонов — Home Credit Hack может стать ежегодным мероприятием. С его помощью мы будем развивать и мотивировать молодых специалистов, делиться с ними опытом.
Следующие соревнования, скорее всего, мы будем делать более масштабными: в том числе, будем добавлять задачи из других профессиональных областей. Сейчас хакатон включал только одну задачу — и команды занимались только ей. Но мы видели, что наши участники были максимально разносторонние. Плюс, мы получили много заявок от талантливых специалистов из других отраслей. В отзывах нам тоже писали, что нужно решать и другие задачи, что у ребят есть силы, мотивация, огонь в глазах. Это не может не радовать — поэтому мы будем думать, как мы можем дать ИТ-сообществу Казахстана еще больше классных заданий.