Есть ли будущее у IT-рынка Казахстана?

Есть ли будущее у IT-рынка Казахстана?

Эксперты обсудили будущее IT-рынка Казахстана с приходом россиян и новых игроков.

14 июня в Алматы прошел Public talk о том, какие проблемы и какой вектор развития ждет цифровой рынок в регионе, а также как на него повлияет появление крупных игроков из России и СНГ. В дискуссии приняли участие эксперты в создании digital-продуктов для крупного бизнеса в России и Центральной Азии.

Предпосылкой для public talk стали кардинальные изменения на цифровом рынке Казахстана за последние годы. В 2022 году активно приходят новые игроки из соседних стран и в целом наблюдается взрывной рост рынка: его оценивают в более чем $1,35 млрд, крупный бизнес растет на 20% в год, при этом рынок IT-специалистов буквально перегревается — зарплаты растут на 40-60% в последние два года, а количество кадров прирастает всего на 25-30%.

 Эксперты обсудили будущее IT-рынка Казахстана с приходом россиян и новых игроков.

"Сейчас быть просто айтишником уже недостаточно. С учетом глобальной трансформации в компаниях есть необходимость не только в разработчиках, но и других диджитал-специальностях. И через 5-10 лет когда будут оптимизироваться процессы и классические специальности, то людям необходимо будет нарабатывать digital-навыки, чтобы оставаться востребованными на рынке. Необходимо в первую очередь быть отраслевым экспертом, кем бы ты и работал, будь то медицина, промышленность, торговля, банковская сфера и далее входить в ИТ", — отмечает Асем Нургалиева исполнительный директор Первого кредитного бюро.

Инициатором встречи выступила группа компаний red_mad_robot — одна из ведущих digital-компаний в России, которая специализируется на запуске цифровых сервисов, развитии и обучении ИТ-специалистов, акселерации стартапов и мобильной разработке. За последние три года red_mad_robot разработали несколько цифровых продуктов для ведущих компаний Казахстана, среди них онлайн-бухгалтерия, live-commerce маркетплейс для топ-5 банков страны и другие крупные проекты в финтехе, ритейле, РR, телекоме и страховании.

Продолжением работы компании в регионе стало открытие "дочки" в апреле 2022 года — red_mad_robot Central Asia с офисом в Алматы. В локальную команду компания приглашает самых опытных и талантливых IT–специалистов рынка во главе с Агиис Конкабаевой (ex-директор по digital-стратегии "Альфа-Банк Казахстан" в блоке "Малый бизнес"). Миссия red_mad_robot Central Asia — помочь digital-рынку Центральной Азии выйти на мировой уровень через развитие цифрового партнерства и помощь в обучении IT-специалистов всех уровней и компетенций. С июня red_mad_robot Central Asia резиденты и партнеры Astana Hub.

В мероприятии 14 июня участвовали Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot Central Asia, Алексей Макин, CEO группы компаний red_mad_robot, Дамир Какиев, сооснователь red_mad_robot Central Asia и ex-управляющий директор по развитию малого и микро-бизнеса Альфа-Банк Казахстан, Жансая Калыбекова, главный менеджер офиса поддержки участников Astana Hub, и Асем Нургалиева, исполнительный директор Первого кредитного бюро, внештатный Советник Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и телеведущая на Телеканале Atameken Business. Модерировал дискуссию Рустам Максутов, генеральный директор Business FM.

Эксперты Public talk сошлись во мнении, что поддержать отрасль в период активного роста можно за счет инвестиций в развитие трех направлений.

Первое — необходимо выстраивать более долгосрочное и доверительное цифровое партнерство между клиентами и поставщиками IT-услуг, так как ни инхаус-разработка, ни классический аутсорс не могут удовлетворить всех потребностей бизнеса. Дамир Какиев отметил, что в крупном банке для запуска цифрового продукта своими силами требуется минимум полгода. В то же время надежный цифровой партнер может более качественно и с ответственностью за результат реализовать проект под ключ за несколько месяцев.

Второе — требуется поддерживать стартап-среду за счет обмена опытом между экспертами цифрового рынка, в частности очень много для этого делают Astana Hub и с этой целью red_mad_robot Central Asia стали резидентами хаба. За 3 года, с 2018 года по 2020 год, программы Astana Hub прошло столько же стартапов, сколько за 2021 год. Очевиден рост числа новых компаний, особенно в сфере образования и медицины. Некоторые из них добиваются успеха на мировом рынке, но продолжают работать в РК. Эксперты подчеркнули, что создание смешанного комьюнити — из локальных и международных специалистов — станет лучшим буфером для развития кадрового и IT-рынка Казахстана.

Отмечается важность партнерства стартапов и компаний с опытом реализации проектов в корпорациях — это поможет молодым перспективным предпринимателям участвовать в масштабных кейсах на фоне острой конкуренции.

Третье — приоритетное направление для развития рынка Казахстана — обеспечение IT-специалистов актуальными знаниями, особенно практическим опытом. Дефицит кадров отмечается во всем мире. Так, сейчас дефицит составляет 12 млн специалистов, а к 2025 году эта цифра вырастет вдвое. К тому же, за последние 5 лет появилось порядка 29 новых digital-профессий. Такой темп развития отрасли требует высокой скорости и качества подготовки кадров. Как отметили представители red_mad_robot, уже сейчас компания договорилась о сотрудничестве с 5 крупнейшими вузами страны о проведении совместных программ обучения студентов по IT-специальностям. Помимо этого, для всех ключевых IT-профессий будут доступны стажировки, митапы и участие в различных активностях профессионального комьюнити, которое будет развивать red_mad_robot вместе с партнерами.

Также большое внимание в обсуждении эксперты уделили теме информационной безопасности проектируемых цифровых сервисов. Агиис Конкабаева отметила, что киберпреступления в сторону крупного бизнеса учащаются и становятся более изощренными. Как раз сейчас для Казахстана открываются возможности перенять опыт от экспертов из России, которые имеют одну из сильнейших компетенций в мире по информационной безопасности.

Подводя итоги, Алексей Макин обратил внимание сообщества, что, работая с сфере цифровых сервисов, независимо от региона, крайне важно отслеживать и ориентироваться на успехи и инновации глобальных компаний. Если делать сервисы в отрыве от глобального контекста, то велик риск через 5-10 лет не выдержать конкуренции на одном рынке с международными игроками.