Игра-миллионник из Казахстана: Основатель Grand Mobile о мобильном гейминге


Летом 2024 года в отечественных СМИ рассказали об истории 26-летнего казахстанца Романа Линейцева, который основал мобильную игру Grand Mobile. В последние несколько лет его онлайн-игра с открытым миром многократно занимала первое место в топах Google Play и App Store. Хотя пока она существует только в русскоязычной версии, но уже смогла набрать свыше 60 млн скачиваний, более 5 млн уникальных пользователей, а ежедневно в нее играет более 500 тыс. человек. Обороты компании исчисляются миллионами долларов в месяц. Все это делает Grand Mobile одним из наиболее успешных геймдев-проектов из Казахстана. В авторской колонке Роман Линейцев рассказывает о том, как появилась игра, а также о том, куда движется индустрия мобильного гейминга. 

Из ПК в смартфон

Я родился в Усть-Каменогорске. Еще с детства, как и многие сверстники, любил поиграть в компьютерные игры, мог буквально часами зависать у экрана. Играл в легендарную Grand Theft Auto: San Andreas, которая была одной из самых популярных игр в серии GTA и быстро стала одной из основных площадок для многопользовательского взаимодействия благодаря модификации SA-MP (San Andreas Multiplayer), открывшей возможность мультиплеера. Появилась эта модификация еще в начале 2000-х годов. Игроки быстро полюбили эту версию, потому что она позволяла им взаимодействовать в мире GTA: SA с другими игроками. С помощью SA-MP многие игроки могли собираться на серверах, созданных сообществом, и играть разнообразные роли, включая полицейских, гангстеров, гражданских и даже пилотов. 

Идея мобильной игры появилась не сразу. После окончания университета я не знал, куда деться со своим дипломом экономиста. Хотел начать свое дело, и тянуло к играм – к своему основному увлечению. В 2020 году я понял, что смогу заработать на GTA. На тот момент была популярна уже новая версия игры GTA V (вышла в 2015-м, а первые role-play-серверы начали появляться в 2017 году). Я занял денег у родителей и друзей, чтобы купить готовые сервера. На тот момент на территории СНГ существовали серверы GTA V от белорусско-латвийской команды Grand RolePlay, на них ежемесячно играли тысячи игроков из этого региона. Я обратился к ним, спросил, и те согласились продать проект, причем не за астрономические деньги. 

Я решил не создавать проект с нуля, а купить действующий бизнес только по той причине, что у Grand RolePlay уже были два онлайн-сервера с совокупной пользовательской базой от 2 до 5 тыс. пользователей в сутки. Эти серверы начали приносить неплохой доход за счет внутриигровой валюты и рекламы – он исчислялся десятками миллионов тенге в месяц. Вырученные деньги сразу я же вкладывал в маркетинг, и он приносил значимую пользу. Несмотря на миллионные вложения в привлечение новых игроков на серверы, динамика роста была слишком слабая, чтобы говорить о том, что покупка была удачной. В середине 2021-го я задумался над тем, чтобы создать на этой базе что-то принципиально новое – мобильную игру, которая бы выглядела как излюбленная всем GTA. Только не на ПК, а в телефоне. В начале 2022 года я приступил к поиску команды разработчиков, игру завершили делать только к концу того же года. Grand Mobile вышла в официальный релиз 3 декабря 2022 года.  

Игру действительно удалось выполнить в стиле культовой GTA. Игроки погружаются в реалистичный открытый мир, в котором можно начать свою жизнь с нуля. Создав персонажа, можно построить собственную карьеру, зарабатывая деньги и повышая свой авторитет среди других игроков. Также можно стать отъявленным преступником или доблестным сотрудником полиции. В общем, все то же самое, что и на ПК или консоли, только помещенное в рамки смартфона.

Новая реальность

Мы видим, что в 2024 году мобильная игровая индустрия продолжает все также активно расти, демонстрируя устойчивую динамику. Ожидается, что её доходы превысят 111 миллиардов долларов, что на 4% больше по сравнению с 2023 годом. Объяснить все просто: люди все больше используют телефоны, нежели персональные компьютеры, но главное – становится все больше таких студий как мы, они создают жанровое разнообразие игр, они привлекают как казуальных, так и хардкорных геймеров. 

Если говорить о «внутрянке», то я вижу, что в последние годы сильно меняются бизнес-модели. Большинство игр теперь предлагают бесплатный доступ с монетизацией через внутриигровые покупки и рекламу, что значительно снижает порог для новых игроков, но также увеличивает конкуренцию. Игра Grand Mobile не выделяется как один из глобальных лидеров, но её присутствие в индустрии может отражать общий тренд роста мобильных игр. Для таких игр важна правильная аналитика пользователей и точечные маркетинговые стратегии, особенно в условиях возросшей конкуренции мобильных игр.

Если приводить в пример Grand Mobile, то мы же смогли достичь высокого числа игроков в своей игре из-за того, что сошлись все части одного уравнения – удачно сработал маркетинг, он наложился на тщательно проработанную игровую механику, а также на разнообразия внутриигровых событий. Важным элементом привлечения трафика стали коллаборации с инфлюенсерами, игровыми блогерами и стримерами. Нас рекламировали даже рэпер Моргенштерн. Но не важно кто тебя рекламирует, за этим должна стоять эмоция. Успех в том, что мы смогли подарить чувство свободы игрокам, а также атмосферу культовой GTA. Причем в мобильном телефоне! Следующий наш шаг – расширяться и выходить на мировой рынок. Сейчас мы переводим игру на английский язык и на другие, поскольку мы уже слишком большие для СНГ и хотим повторить успех в других странах, в том числе уйти за океан.