Интернет в селе. Реальность или миф?

«Последняя миля» для оснащения сельских школ интернетом

По всем документам и информации из открытых источников, интернет доступен во всех крупных сёлах Казахстана, а по факту он подведён только до каких-то опорных точек. Однако, остаётся нерешенным вопрос "последней мили" — доведения интернета от точки входа в населённый пункт до непосредственно самого объекта. Ведь точкой доступа зачастую обеспечены только районный акимат в селе и, например, пара кабинетов в школе.

"Если телеком-операторы возьмутся за выполнение своих изначальных обещаний относительно соответствующей интернет-инфраструктуры в регионах, у нас есть все шансы сократить разрыв в качестве образования между районными и городскими учебными заведениями через проекты ФУРСТ по устойчивому развитию сельских школ".

"Мы приглашали одну из частных компаний просто посчитать возможность проведения "последней мили". Сумма прогнозируемых затрат на подключение к интернету домохозяйств в Катон-Карагае, к примеру, выходила порядка 20 млн тг только на одно село из расчета на закуп 20 км кабеля, аренду спецтехники, операционных и прочих расходов на три месяца работы. У ФУРСТ таких средств, соответственно, нет, да и вопроса такого изначально перед нами не стояло. Поэтому ученики программы "Сельская школа Powered by NIS" в некоторых районах пока с трудом могут обучаться онлайн, а преподавателям сложно заполнять тот же "Кунделiк" и проходить необходимые курсы повышения квалификации", — рассказывает руководитель программы по образованию частного Фонда устойчивого развития сельских территорий.

"Если брать учебное заведение среднего размера — это 250–300 детей. Добавляем 40–50 учителей. В районных центрах или крупных сёлах школы могут быть на 1000 или 1500 тысячи детей. Самая крупная сельская школа в нашем проекте насчитывает 1400 детей. Но зачастую в таких школах отсутствует общедоступный Wi-Fi, а выход к интернету имеют лишь два компьютера — бухгалтерии и учителя информатики. Это не говоря о качестве и скорости интернета", — делится проблемой Данияр.

"Мы делаем анализ по своим районам присутствия и другим сельским школам, поэтому видим, что зачастую скорость интернета в среднем составляет до 3 Мбит, хотя договоры официально у них с теми же самыми операторами до 8 Мбит в секунду. Если бы операторы выдавали полную заявленную скорость, было бы всё ещё недостаточно, потому что для более-менее нормального школьного учебного процесса нужно хотя бы 30–40 Мбит и выше, а лучше, конечно, все 100 Мбит на все нужные школе кабинеты", — сказал руководитель программы ФУРСТ по образованию.

Школы в проекте ФУРСТ, к примеру, оснащаются новым качественным оборудованием, которое зачастую требует выход к интернету — это интерактивная доска или панель, ноутбуки в кабинетах робототехники и информатики, те же 3D-принтеры и различные станки с предустановленным программным обеспечением. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы интернет был во всей школе, чтобы любой ребёнок через свой Wi-Fi на телефоне или планшете мог брать какие-то дополнительные знания, проходить какие-то дополнительные курсы и изучать материалы.

"При том, что мы поставили лучшую технику и лучшее оборудование в наши сельские школы, а их у ФУРСТ на данный момент пять, мы сталкиваемся с тем, что переданное школам оборудование иногда не используется в учебном процессе — просто простаивает в целлофане или в коробках", — рассказывает Данияр.

Проблему доступа к интернету учебных заведений в сельской местности можно поделить на несколько случаев:

  • Во-первых, бывает, что интернет в принципе не доведён до сельской местности, что сейчас, конечно, реже происходит, либо подведён некачественно. Провода, к примеру, могут быть медные, а нужно оптоволокно.
  • Второй случай — это когда связь подведена к населенному пункту, но нет "последней мили" — условно, от точки входа интернета в населенный пункт до школы, либо до какого-нибудь другого учебного заведения.
  • Третий — это когда интернет дошел до школы, но по школе не пошла разветвлённая сеть, отсутствует непосредственно качественное "железо" — китайские дешёвые Wi-Fi-роутеры, неправильная проводка, непрофессионально установленное оборудование по распределению интернета в здании школы. Товары и услуги приобретаются посредством госзакупа и, как нам известно, предпочтения отдаются низкой цене, а не качеству.
  • Ну, и завершающий пункт при решении всех вышеназванных причин проблемы — это низкое финансирование. Если брать те же самые тарифные планы, это должно быть совсем другое финансирование, нежели то, которое сейчас школы получают из бюджета. Разница в цене за 8 Мбит и 100 Мбит весьма ощутимая.

А теперь по поводу решения. Если идти по этой логике, то сначала интернет должен прийти в село, чтобы операторы не просто поставили галочку в строке "есть интернет", а провели оптоволокно. Далее будет проще, даже если нет проводной сети, потому что можно строить те же самые радиомосты до объекта, через которые доставляется хороший, вполне качественный интернет. И только когда хороший интернет пришёл в школу, мы можем говорить уже о следующих шагах — это подключение более быстрого тарифа и настройки "железа" внутри школы. На этом этапе есть разная вовлеченность и заинтересованность участников этого процесса, но тут уже школа или районы сами могут по своему заказу, за свой бюджет закупать или искать спонсоров, которые помогут приобрести качественное оборудование для интернета, нанять людей, которые правильно построят сеть внутри самой школы.

Если у школ нет своего финансирования, ФУРСТ уже рассматривал поддержку такого проекта для двух-трёх школ. Однако, поставить качественные роутеры, охватить стабильным беспроводным интернетом лаборатории, инженерные кабинеты и мастерские в этих учебных заведениях не получилось ввиду того, что к школам интернет был подведен через некачественные кабели. Тот же медный кабель — это низкая скорость, которая делает бессмысленными последующие действия, тем более что договоры у школ заключены на минимальные тарифы за оплату интернета.

"Чтобы помочь школам, нужно идти пошагово от главного"

"Вот самый простой пример непосредственного влияния доступа к интернету на прогресс и качество реализации проектов в сфере образования: скорость интернета напрямую влияет на развитие в обучении учителей. На входе в регион мы проводим исследование, раздаём опросники. Большая команда ФУРСТ и наших партнёров из НИШ ходит по школам, изучает, разговаривает с учителями, проводит глубинные интервью: опрашивает учеников, преподавателей и родителей, руководство школы. И делаем мы эти вещи ещё и промежуточно, чтобы отслеживать динамику прогресса. Сейчас мы как раз на том этапе, когда проводим дополнительный опрос всех участников учебного процесса. Мы создаём в целях удобства специальные онлайн-опросники для учителей, рассылаем ссылку, по которой проще отвечать. В малых городах, к примеру, в Макинске, который участвует в нашей программе, учителя быстрее весь процесс проходят, потому что у них доступ к интернету лучше, если даже не в стенах школы, то хотя бы дома, или в каких-нибудь иных заведениях. А если говорить про сельскую местность, где в том числе мобильный интернет слабый, в таких населенных пунктах тестирование идёт дольше".

О ФУРСТ:

Фонд устойчивого развития сельских территорий существует на деньги частных юридических и физических благотворителей. В своей работе ФУРСТ подходит к решению проблем комплексно. Вот уже два года ФУРСТ оказывает сёлам поддержку в сфере экономики, образования, здравоохранения, туризма, благоустройства и регионального развития, экологии.

На данный момент ФУРСТ реализует более 100 проектов в шести районах страны: Уланский, Катон-Карагайский, Буландынский, Бурабайский, Айыртауский и Шемонаихинский районы.

Инициативы ФУРСТ объединяют неравнодушных активных людей из общества, бизнесменов, госслужащих. В будущем ФУРСТ планирует охватывать всю страну — 165 районов, чтобы стратегически создавать высокий уровень жизни в сельской местности приближенный или равный городскому.