Исследования и опросы для IT-компаний: зачем их делать и какие бизнес-задачи решают?
Как проведение опросов и исследований помогает IT-компаниям лучше узнавать аудиторию и привлекать внимание к своей работе? Рассказывает Анастасия Коханюк, ведущий аккаунт-менеджер PR-агентства ITCOMMS.
Не проходит ни одного дня, чтобы в новостях не говорили про исследования и опросы. Только в Bluescreen с начала 2024 года было опубликовано более 20 результатов исследований компаний. Мы в ITCOMMS их тоже делаем, как для себя, так и для наших клиентов. В этом материале я расскажу, почему исследования и опросы необходимы компаниям (особенно актуально для IT-компаний), как они решают бизнес-задачи и что нужно для их реализации.
Для чего нужны исследования и опросы?
Если коротко, исследования и опросы закрывают сразу два направления: решают коммуникационные и бизнес-задачи. Если правильно организовать работу, то с помощью исследований и опросов можно и познакомиться с клиентами, и собрать лиды, и подготовить полезные материалы для публикаций.
Если более детально, то исследования и опросы помогают получить:
- Контакт с аудиторией. Собранная информация поможет оценить долю рынка компании, узнать об отношении пользователей к бренду и понять их потребности: что им нравится, что их не устраивает, какие функции или возможности им необходимы, что влияет на их выбор. Поддерживая обратную связь, можно более точно настраивать коммуникацию, создавать привлекательный контент именно для тех людей, которых вы хотите заинтересовать.
- Подтверждение экспертности и PR. Проведение исследований и публикация их результатов позволяет укрепить имидж компании. Важно правильно подать материалы: с помощью пресс-релизов, статей, постов в блогах и комментариев бренд привлекает внимание журналистов, что повышает его медийность.
Важно отметить, что исследования и опросы – это не одно и то же.
Опросы используют в тех случаях, когда компании необходимо получить от целевой аудитории конкретные ответы. Обычно компаниям под силу подготовить опросник самостоятельно на собственных платформах, в соцсетях и рассылках. Из плюсов — быстрые результаты и сравнительно небольшие затраты.
Исследования — более сложный процесс, по сути, это комплекс различных методов и инструментов. Собирать данные можно, например, с помощью телефонных опросов, наблюдений, глубинных интервью, фокус-групп. При таком подходе компания получает возможность лучше разобраться в проблемах, увидеть скрытые потребности аудитории и тенденции, оценить свои преимущества. А на этой основе можно и предсказать будущие изменения.
Изучение рынка на таком уровне проводят с помощью профессиональных исследовательский агентств. С одной стороны, это долго и дорого, с другой — для бренда это долгоиграющий инфоповод и способ повысить статус. На результаты исследования будут ссылаться другие эксперты и СМИ вплоть до появления более свежих данных, а значит, в среднем материалы будут актуальны 1-2 года.
Польза для IT-компаний
Опросы и исследования помогают и с решением бизнес-задач, и с настройкой PR и маркетинга. Глобально эти инструменты позволяют ближе познакомиться с сегментами аудитории в разных отраслях бизнеса, что обычно актуально как раз для IT-компаний. Ведь им нужно взаимодействовать с CIO (IT-директорами), техническими специалистами, потребителями, инвесторами — у каждой из этих групп свои потребности. И их важно видеть, чтобы обращение к клиентам и партнерам было адресным. Для повышения качества продуктов, решений и услуг всегда полезно собирать фидбэк, а эффективную стратегию и информационную повестку сложно выработать без понимания трендов и интересов аудитории. Ставки повышаются еще и за счет быстрого развития технологий.
Если говорить о PR и маркетинге, опросы и исследования пригодятся для решения следующих задач:
- сбор контактов;
- оценка эффективности каналов коммуникации с аудиторией;
- проверка уровня узнаваемости бренда;
- сбор мнений о продукте и о запросах клиентов;
- анализ конкурентов.
Объясню чуть подробнее на примере, как в рамках исследования работает сбор контактов. К нам в ITCOMMS обратился IT-бренд с просьбой помочь собрать контакты представителей бизнеса (b2b). Для решения задачи, мы от лица IT-бренда провели исследование, где изучали взгляды бизнеса Казахстана на будущее применение технологий, анализировали технологические тренды. А также собирали контакты респондентов – представителей компаний Казахстана. Исследование было реализовано в сотрудничестве с одним из казахстанских СМИ, вдобавок сделали несколько экспертных публикаций. В итоге мы получили пять экспертных статей, отраслевое исследование и более 100 контактов представителей казахстанского бизнеса.
Как готовить опросы и исследования: пошаговый гайд
Для того, чтобы правильно сделать опрос и исследования, важны структурный подход и последовательность. Очередность такая:
- Определение целей и задач. На берегу важно определиться, что интересует компанию, какую информацию она хочет получить и зачем именно, то есть, в чем будет польза для бизнеса.
- Выбор формата. В зависимости от целей и бюджета можно организовать опрос или исследование. Во втором случае придется еще уделить внимание поиску исследовательского агентства.
- Разработка методологии. На этом этапе улаживаются все технические моменты: как будет проводиться сбор данных, каковы целевая аудитория и выборка, география, в какие сроки будет проводиться опрос или исследование, какие вопросы будут заданы.
- Подготовка. Можно переходить к составлению опросника или к подготовке других инструментов для сбора данных. Важно, чтобы вопросы были структурированными и понятными, имели однозначный смысл.
- Проведение исследования и опроса
- Анализ результатов. Когда все материалы собраны, необходимо выделить основные выводы и тенденции.
- Оформление данных. Финальная точка — подготовка отчета в формате презентации и инфографики с основными выводами. В нем же должны быть отражены цели и задачи опроса или исследования, методы их проведения.
Дальше вы можете поделиться документом со СМИ – рассказать о результатах, сделать вклад в развитие индустрии и подкрепить свою экспертизу. Мнение, тренды и другая информация, подкрепленная цифрами, интересна читателям.
Какой формат подойдет IT-компаниям?
Опросы и исследования – это лишь общее направление. Если копнуть глубже, обнаружим большое количество форматов, которые можно использовать.
Практика показывает, что для IT-компаний есть несколько особенно эффективных форматов:
- исследование рынка;
- изучение мнения экспертов;
- исследование трендов;
- оценка реакции на продукты, потребностей, болей клиентов.
Чтобы было понятнее, как опросы и исследования могут принести пользу бренду, расскажу о нескольких кейсах из практики ITCOMMS.
Пример 1: совместно со специализированным агентством мы проводили исследование рынка оборудования для видеоконференцсвязи среди корпоративных пользователей для компании Logitech. Нашей главной задачей было оценить узнаваемость и долю использования клиентами продуктов Logitech для видеоконференцсвязи. Также необходимо было оценить критерии выбора.
Мы подвели итоги исследования, а для презентации пригласили спикеров из государственных организаций. Они помогли раскрыть тему с точки зрения социальных и экономических изменений в обществе. Мероприятие получилось актуальным, тема была сформулирована так: “Гибридный формат работы как тренд на ближайшие годы”. Результат — более 75 публикаций.
Пример 2: Мы в ITCOMMS часто используем исследование в качестве инфоповодов, в нашем случае это рейтинги. Например, в прошлом году мы собрали 15 самых популярных стартапов Казахстана и топ популярных банков в СМИ Казахстана. Данные получили с помощью систем аналитики по ключевым словам и с ограничением по региону. В итоге получили 8 публикаций в СМИ. Общий охват в изданиях и соцсетях составил 132 000+. Рейтинг популярности банков обеспечил нам пять публикаций и общий охват в соцсетях и СМИ — 32 000+.
А вот еще один свежий кейс: в марте было опубликовано масштабное исследование венчурного рынка Центральной Азии и Кавказа. Его провели специалисты компании RISE Research совместно с EA Group и BGlobal Ventures. Наше агентство ITCOMMS взяло на себя работу со СМИ Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Грузии, Азербайджана и англоязычными медиа. За счет качественного контента и интереса к теме авторы исследования получили упоминания в крупнейших бизнес-медиа, о результатах работы узнали тысячи людей. Всего вышло более 65 публикаций, общий охват в СМИ и соцсетях — 12,9 млн.
Выводы
Глобально вопросы и исследования важны для IT-брендов по трем причинам. Во-первых, эти инструменты позволяют разобраться, чего хотят клиенты в разных сегментах, понравился ли им продукт. Во-вторых, с их помощью можно определить тренды и сформулировать прогнозы. В-третьих, полученные материалы будут полезны для продвижения бренда, ведь уникальная фактура привлечет внимание экспертов и СМИ. В результате компания укрепит имидж и получит упоминания в прессе.