История ApartX: стартап по автоматизации процесса аренды недвижимости
В своем блоге мне важно рассказать вам о стартапах, которые строят нашу экосистему, и главное — о людях, которые стоят за этими проектами.
Я не раз говорила, что каждое интервью для меня словно путешествие в новую вселенную. Каждый спикер — безусловно сильная, неординарная и творческая личность, которая верит в свою идею и дисциплинированно идет к своей цели. Начнем мы свои невероятные путешествия со вселенной ApartX.
ApartX — это SaaS-платформа по автоматизации процесса аренды недвижимости.Запустился проект в 2018 году. Именно в тот год я и познакомилась с сооснователем проекта Канатом Кельдибековым. Он был одним из участников Выставки инновационных проектов, за организацию которой я была ответственна.
На тот момент у него была амбициозная идея и очень громоздкий прототип. Сегодня жеApartX вырос в международную компанию, команда которой базируется в Казахстане и Турции.
Канат, расскажи о своем проекте, как он развивался и какой сейчас функционал?
С самого начала мы задались целью изменить рынок краткосрочной аренды, полностью оцифровав весь процесс. Мы разработали софт для умных замков. Затем искали поставщиков производителей, кто смог бы разработать нам железо. Чуть позже мы начали подключать наш софт к уже существующим на рынке замкам. У нас пошли первые продажи, и мы поняли — это работает. Тогда мы решили развивать проект дальше и разработали SaaS-платформу, которая позволяет не только управлять умными замками, но и значительно упрощает весь этап аренды, как для владельца недвижимости, так и для арендатора. На нашей платформе владельцы могут разместить свою квартиру, подключить ее к разному виду умных замков. Так что теперь мы работаем только с софтом, без железа и охватываем почти 80% всех умных замков, существующих на рынке.
Канат я знаю, что сейчас вы базируетесь в Турции, как реагирует на вас рынок?
Сейчас проект реализовывается по всему Казахстану и двух городах Турции — Анталия и Алания. Турция — интересный для нашего проекта рынок и, как мне кажется, это взаимно. ApartX решает боль по автоматизации процесса аренды, дает возможность зарабатывать дистрибьюторам, которые работают на нашем софте. В целом у них открытый менталитет,обширный и динамично развивающийся рынок арендной недвижимости. Но есть и свои сложности, в частности регуляторного характера. Инфраструктура здесь не совсем готова для внедрения новых технологий, достаточно высокий уровень бюрократии. По сравнению с Казахстаном, по моему мнению, очень многие процессы не автоматизированы. Но в целом страна очень гостеприимная.
Какие дальнейшие планы по развитию ApartX?
За 2 года мы полностью автоматизировали сегмент краткосрочной аренды.
Теперь хотим выходить на оцифровку длительной и среднесрочной аренды. Планируем также работать с управляющими компаниями, их уже более 200 зарегистрировано по Казахстану.
В целом мировой тренд в области арендного жилья это Mid-term Rent, среднесрочная аренда от 1 до 12 месяцев. Связанно это с тем, что многие стали более мобильны, работают во фрилансе или в удаленном формате и как следствие не привязаны к определенному месту жительства. Сейчас мы полностью готовы для оцифровки среднесрочных контрактов и видим в этом большой потенциал.
На рынке есть уже достаточно успешные кейсы, например, стартап Hellolanding.com — развиваются исключительно в Mid-term Rent. Как утверждают сами основатели, стартап произвел революцию в процессе аренды от начала до конца, предложив полностью меблированные квартиры с гибкой арендой для нового поколения арендаторов. Суть в том, что арендаторы платят единоразовую абонентскую плату и могут жить в любой доступной квартире, размещенной на платформе. Менять место жительства, не тратя при этом на комиссию риелторам и не внося каждый раз депозит. Мне кажется, это очень удобно. К слову, платформа Hellolanding.com работает в более чем 375 городах США.
Что касается расширения географии ApartX, мы планируем выходить на рынок Юго-Восточной Азии. Такие страны как Индонезия, Малайзия, Таиланд сняли все ограничения, связанные с карантином. Эти страны объявляют о программах, направленных на поддержку туризма, уже сейчас они вводят визы цифрового кочевника, которые позволяют легально жить в стране людям, которые работают удаленно и получают стабильный доход в другом государстве. Вместе с тем нам интересен рынок ОАЭ, Саудовской Аравии, Северной Америки — в этих странах также очень развито направление цифрового доступа.
Канат, какой совет ты бы дал начинающим стартаперам?
Если есть идея, нужно о ней говорить, не бояться, что ее украдут. Самая большая ошибка стартапера — вынашивать в голове идею и ни с кем не делиться. Когда ты обсуждаешь проект с экспертами, с целевой аудиторией, собираешь как можно больше мнений, у тебя есть возможность совершенствовать его и делать по-настоящему нужный продукт. Более того, так ты можешь найти единомышленников. Нужно идти в инкубационные и акселерационные программы, сейчас их достаточно в Казахстане и по миру.
Нужно делать и пробовать все. Идею нужно доводить до ощутимого продукта, хотя бы презентации. С инвесторами нужно общаться, причем не для того, чтобы сразу просить денег, достаточно и ценнее получить совет.