IT для грузоперевозок: какие цифровые сервисы представлены в Казахстане

IT для грузоперевозок: какие цифровые сервисы представлены в Казахстане


Сегодня предприниматели – это одна из самых динамичных экосистем во всем мире. Всемирный экономический форум описывает малые и средние предприятия как «основу мировой экономики» они составляют 90% всех компаний и обеспечивают около 70% всех рабочих мест. Число малых и средних бизнесов растет по всему миру. В Казахстане, по данным Бюро нацстатистики на 1 января 2023 года, доля действующих субъектов МСП (малое и среднее предпринимательство) составила 89,7%, что на 5,2% выше чем в прошлом году.

Важная часть работы большинства таких компаний – доставка товаров клиентам. Она должна быть выполнена вовремя, качественно и, желательно, недорого. От этого зависит будущее компании. Один недовольный клиент и не вовремя доставленный заказ, могут серьезно испортить жизнь бизнесмену и негативно сказаться на всей компании.

Как цифровые сервисы помогают малым и средним предприятиям оптимизировать поставки и вывести свою логистику на новый уровень, рассказывает Артем Селян, руководитель inDrive.Грузовые в Казахстане.

Цифровые сервисы помогают сэкономить время и деньги компании: в пару кликов организовать доставку товара. За последние годы интерес к цифровым сервисам грузоперевозок сильно вырос. Во многом, этому способствовала пандемия короновируса. Особенно ярко виден интерес в сфере доставки еды: по данным Business of Apps, к 2029 году объем рынка приложений для доставки еды достигнет 165 миллиардов долларов.

“Классический процесс” VS цифровые сервисы

Для организации доставки товара, у предпринимателя есть несколько вариантов:

  1. Самостоятельный поиск грузовой машины и грузчиков. Здесь необходимо не только найти и нанять исполнителей, но и скоординировать сам процесс выполнения заказа, быть на связи на случай возможных проблем. Минусы: практически невозможно официально оформить заказ и закрепить гарантии безопасности, защищающие обе стороны. Кроме этого, фактическая цена может измениться после выполнения заказа;
  2. Нанять постоянного водителя грузовика и грузчиков. Здесь гарантий безопасности уже больше, можно официально закрепить договоренности. Минус: не подойдет бизнесу, которому доставка нужна лишь время от времени. То есть предприниматель будет платить за услугу, которой пользуется редко. В некоторых ситуациях своей бригады грузчиков может не хватить для реализации заказа;
  3. Делегирование доставки на аусорсинг логистической фирме. Хороший вариант для тех, у кого четко выстроены процессы и есть регулярный график поставок. Минус: стоимость услуг.

Четвертый вариант – воспользоваться цифровыми сервисами доставки. Он включает в себя лучшее из трех предыдущих вариантов: юридическое оформление, гарантии безопасности, возможность выбрать исполнителя на основе отзывов и оценок от предыдущих пользователей. Многие сервисы предлагают функцию отслеживания в режиме реального времени, чтобы предприниматель всегда знал, где находится его доставка.

В Казахстане цифровые сервисы в сфере грузоперевозок набирают популярность. Кроме inDrive.Грузовые, есть, например, сервис Relog, который помогает оптимизировать транспортную логистику. Также есть Spark.kz – компания занимается не только логистикой, но и предоставляет услуги хранения грузов. В 2019 году на рынок вышла российская компания, специализирующаяся на грузоперевозках, “Грузовичкофф”.

“Есть разные направления в грузоперевозках и в логистике. Это, в первую очередь, магистральные и междугородние перевозки. Здесь важна задача консолидации, где фуры, перемещаясь между городами, заполняются грузом в обе стороны. Для автоматизации и оптимизации этого процесса используются сервисы, такие как Della и ati.su. На конкурентном рынке, где маржа невелика, крупные игроки, вроде таких сервисов, выживают благодаря эффективной монетизации, что позволяет им инвестировать в продукт, развиваться и поддерживать высокий уровень сервиса. Они действуют, по сути, как биржи грузоперевозок."  – отмечает Бауыржан Рустемов, генеральный директор сервиса Relog.

Вообще, среди активных игроков на этом рынке можно назвать и “Казпочту”. Они тоже перевозят грузы, но у них нет мобильного приложения, через которое можно оформить заказ на доставку.

Кому подойдут цифровые сервисы грузоперевозок?

Стоит обратить внимание, что цифровые сервисы могут подойти не всем. Для некоторых товаров требуются специальные виды транспорта. Например, для перевозки жидкостей могут потребоваться цистерны или резервуары-накопители. Специализированный транспорт необходим и для перевозки домашнего скота или других животных. Сервисы, работающие через приложения, обычно запрещают использование своих услуг при транспортировке опасных химических веществ, легковоспламеняющихся веществ и оружия.

Когда цифровые сервисы точно подойдут: для перевозки мебели, одежды или аксессуаров, строительных материалов, продуктов питания, напитков, автозапчастей. Так, к примеру, услугами сервиса inDrive.Грузовые в Казахстане пользуются МСП-компании из следующих сфер:

  • мебель;
  • бытовая техника;
  • строительные материалы;
  • товары для дома;
  • сельское хозяйство.

В каких случаях приложение для заказа грузовых перевозок особенно полезно:

  1. В моменты пиковой нагрузки в высокий сезон или когда собственная логистика подвела;
  2. Для масштабирования бизнеса. Когда необходимо доставить товар в новый регион или расширить ГЕО, но ресурсов собственной логистики не хватает для этого;
  3. Вместо доставки на собственном авто. В большинстве случаев, стоимость собственной доставки выходит дороже, чем приложение, за счет прямых и непрямых расходов: марки машины, стоимости бензина, нагрузки предпринимателя и пр. В среднем, сервисы доставки позволяют экономить до 40% на стоимости перевозки, по сравнению с доставкой на собственной машине.

Отдельно рекомендую рассчитать среднюю стоимость доставки именно вашего товара. Как посчитать: выпишите все затраты на доставку, сложите их и получившуюся сумму разделите на количество отправленных заказов.

Пример: стоимость эксплуатации авто + стоимость ГСМ + оплата за авто (из расчета – кредит на 36 месяцев) / 300 доставок (среднее количество доставок МСП в Астане и Алматы в год, по данным опроса inDrive.Грузовые).Так, по нашим расчетам в Алматы:

  • средняя стоимость собственной доставки – около 9 500 тенге;
  • средняя стоимость доставки через приложения – около 5500-6000 тенге

Цифры могут меняться в зависимости от специфики бизнеса, количества доставок и других составляющих.

По словам генерального директора Relog Бауыржана Рустемова, цифровые сервисы сами по себе не являются самоцелью. Важно, чтобы они решали определенные задачи, которые стоят перед бизнесом. 

“Важно учитывать, что автоматизировать надо начиная с какого-то объема, с транзакции заказов в компании. В нашем случае, мы  полезны для компании с парком от 5 машин. То же самое и с другими сервисами в грузоперевозках. С маленькими объемами можно вручную справляться. Когда компании выбирают подрядчика или логистическое решение, они обращают внимание на несколько ключевых моментов. В первую очередь, они проверяют, насколько предложенное решение соответствует их требованиям. Это включает в себя интеграцию с 1С, совместимость с определенными системами, а также функционал, необходимый для их задач, такой как планирование маршрута или мониторинг транспорта. Кроме того, компании обращают внимание на кейсы использования на рынке. Чем больше успешных примеров от похожих компаний, тем больше доверия к данному решению. Наконец, цена играет свою роль.” –  Бауыржан Рустемов, генеральный директор Relog.

Что учесть в работе с цифровыми сервисами доставки?

  1. Тип транспорта. Насколько большой автомобиль нужен? Есть ли какие-либо особые требования к типу транспортного средства? Как только вы это сделаете, проверьте, что доступно для удовлетворения ваших потребностей. Некоторые приложения предлагают широкий выбор транспортных средств: от грузовиков среднего и большого размера до эвакуаторов и трехколесных велосипедов;
  2. Проверка качества. Всегда проверяйте рейтинг и отзывы на поставщика услуг. Более того, ищите сервисы, которые предлагают отслеживание в режиме реального времени. Своевременная доставка заказа важна для обеспечения хорошего обслуживания клиентов;
  3. Упаковка. Тщательно упакуйте товар, особенно если он хрупкий. Промаркируйте упаковку, добавьте информацию по каждой посылке: имя, адрес и номер телефона получателя. Здорово, если используете фирменные коробки, добавите рекламный флаер со скидкой на будущий заказ. Также неплохо сфотографировать каждую посылку, чтобы задокументировать ее состояние, прежде чем передавать водителю;
  4. Организуйте помощь на разных этапах. Заранее продумайте, нужны ли вам люди для погрузки или разгрузки груза. Приложения помогут вам нанять людей для предоставления этой услуги при необходимости.

Потребность в доставке возрастает по мере роста бизнеса. Поэтому важно заранее подобрать платформу или приложение для доставки грузов, которые могут стать надежным союзником в решении бизнес-задач компании.