IT-стартапы из регионов Казахстана. Есть ли шанс выжить?

Как из маленькой истории, именуемой стартапом, сделать успешную — в теории знают все. На практике все гораздо сложнее. Ведь кроме идеи, необходима команда, создание прототипа, продвижение продукта на рынке. И на каждый этап необходимо финансирование. Если говорить о стартапах из регионов Казахстана, то к финишу доходят единицы. Можно ли, проживая не в столице, создать IT-стартап и запустить его в жизнь, разбирался bluescreen.kz.

Кто правит балом?

Несмотря на то, что в экономике Казахстана все еще рулит крупный бизнес, набирает обороты развития малое и среднее предпринимательство. А чтобы подпитывать эту отрасль свежими идеями, в стране действуют различные программы по подготовке стартапов. В последние годы явный перевес сил в сторону IT, прежде всего, речь идет о всевозможных приложениях, чему способствовало время карантина.

На сегодня основные стартаперские тусовки проходят в Нур-Султане и Алматы — там созданы хабы, которые собирают вокруг себя цвет идей. С таким выводом согласна старший менеджер офиса образовательных программ Astana Hab Назира Ізбасар.

"В этих городах больше развита стартап-культура и IT-экосистема, которая позволяет делиться знаниями быстро и эффективно. Большую роль играют Hub, инкубаторы и акселераторы, которые являются неким трамплином для компаний, стартапов и предпринимателей разного уровня", — отметила спикер.

Что касается регионов, то там ситуация обстоит иначе. Для начала, необходимо раскачивать сообщества в городах как отдельно, так и комплексно, чтобы эти сообщества подпитывались идеями и экспертизой изнутри, а не дотационно.

"Надо понимать, что не во всех регионах знают, что такое стартапы, поэтому необходимо начинать с проведения информационных и образовательных мероприятий, что и делает наша компания. В 2021 году была реализована программа "Региональных комьюнити-менеджеров" и было проведено 129 мероприятий в 15 городах как Актау, Актобе, Жезказган, Костанай, Павлодар, Петропавловск, Талдыкорган, Тараз, Туркестан, Уральск, Шымкент, Кызылорда, Атырау, Кокшетау и Усть-Каменогорск. Во-вторых, важно чтобы в регионах были активисты, в чьих интересах стоит не только работа со стартапами, но и развитие регионов в целом", — отмечает старший менеджер.

Итак, программа завершена, что дальше?

Что остается регионам?

Пока, пытаться выжить. Ведь несмотря на то, что в ряде вузов страны, а именно они становятся площадкой для развития стартапов в регионах, данным вопросом занимаются давно. В их числе и павлодарский Toraighyrov University. Главная задача — заставить студентов думать, развиваться и не бояться браться за реализацию своих идей. А вот что касается IT-стартапов, то делаем ставку на IT-школу, которая первая в стране открылась в стенах вуза, говорит и.о. директора научно-инновационного HUB университета Марьям Крыкбаева. Пока же в данном направлении можно говорить о приложениях, которые интересны только студентам вуза.

"Среди главных проблем развития данного направления — отсутствие опыта и финансирования. Идея вроде пришла, но столкнувшись с первыми проблемами, ее бросают. Если из 100 проектов два-три выйдут на рынок, уже удача. На каждой стадии отсеиваются до 20 проектов. А от прототипа до рынка доходят единицы", — отметила спикер.

Одним из источников финансирования проектов могут быть венчурные фонды, но вуз с ними напрямую не работает, только если объявляются какие-то конкурсы, программы.

"Без тех же бизнес-ангелов, человека, который бы помог с финансированием, даже из самой хорошей идеи ничего не получится. Необходимо создавать площадки молодых и дерзких в регионах. Но она не должна быть государственной, к сожалению, такие проекты скоротечны, финансирование максимум рассчитано на год. Только бизнес, который сам через это прошел и понимает необходимость формирования и реализации таких идей, может дать толчок чему угодно. И вуз может стать такой площадкой, но необходим инвестор", — уточняет Марьям Крыкбаева.

По ее мнению, таким инвестором мог бы выступить крупный бизнес, которого достаточно в регионе.

"Но там вряд ли захотят связываться со стартапами. Проще приобрести готовый продукт. У них есть производство, если необходима технология, обратятся в Китай или в Россию. Главный вопрос: зачем им это надо? Если бизнес ответит на этот вопрос, тогда можно говорить об инвестициях", — считает спикер.

Один в поле воин?

Надо признать, что на фоне всех регионов особняком держится карагандинский IT-Хаб "Терриконовая долина", которая реально ближе к периферийным стартаперам. Здесь проводится обучающие программы для тех, у кого есть идеи, но нет бизнеса, своеобразный инкубатор. На безвозмездной основе. Действует и программа акселератор — это для тех, у кого есть уже готовый бизнес и планируют расширяться.

По мнению представителя компании Сабира Ниязова, основная проблема развития стартапа: есть идея, нет денег.

"В этом вопросе могут помочь частные инвесторы, и если стартап ориентирован на сегмент B2G, то тут помогает и государство. Речь идет о грантах от акима области. Сумма меняется, если в прошлом году было 1 млн тенге, то в текущем году уже 1,5 млн тенге. В разных областях Казахстана эти суммы разные. На эти средства минимально можно нанять команду, им хватит на 2-3 месяца работы. Государственная поддержка подразумевается, как толчок к действию. За это время грантополучатель должен развить свой бизнес и найти инвестора, выходить на прямые продажи", — отметил спикер.

При этом он отмечает, подчеркивая, что это его личное мнение, грант — это разбазаривание средств, "грантожоры" отдачи не дают. Отработав положенный год, они уходят с небосклона. Конечно, звездочки и среди них попадаются, но такая редкость. Что касается финансовой поддержки стартапов, то это могут быть венчурные фонды.

"Это история про риски: вложившись в стартап через три года ждут значительной прибыли. С одной стороны — это большой риск, с другой — большая доходная часть. Например, у меня есть свободные 10 млн тенге и есть два пути их использования. Положить в банк под 13% годовых либо вложить в стартап и, возможно, с какой-то долей вероятности получить в три раза больше. В Казахстане достаточно широкая сеть венчурных фондов. В Алматы это направление хорошо развито. В Караганде тоже есть, но это скорее не фонды, а частные инвесторы. Есть задатки для создания венчурного фонда с общим контролем, чтобы он проверял стартапы на годность и уже потом привлекал деньги, чтобы инвестор понимал, во что он вкладывается. Фонд "Террикон" на стадии зарождения, есть инвесторы, готовые в него вложиться. Мы хотим, чтобы стартап-культура была более логичная, тем более, что сегодня наблюдается такая тенденция, что инвесторы не думают быстрой отдачи от стартапов, для них важно наличие мозгов", — отметил Сабир Ниязов.

Его пример — другим наука

Личным примером становления собственного стартапа поделился Игорь Осьмушко, СОО Phonetic.kz

— На данный момент развиваем стартап phonetic.kz — голосовой робот-помощник для колл-центров, который заменяет живых операторов на исходящей и входящей линии, разговор с роботом идентичен обычному диалогу с человеком. Я являюсь операционным директором, занимаюсь всеми общими операциями бизнеса. Основная проблема подобных проектов — слабое понимание потребности клиентов, что конкретно клиенту нужно и в каком формате им этот продукт предлагать. Мы попробовали три бизнес модели, две из которых не показали результатов, а последняя требует изменений и доработок, но уже сейчас мы получили первый пул клиентов и активно растем на рынке за счет постоянного контакта с клиентами, изучении их "болей" и потребностей, адаптируем и постоянно развиваем продукт.

Можно ли сделать продукт без инвестиций?

Можно, многие стартапы начинали на голом энтузиазме команды, многие обходятся своими сбережениями либо, как например Chocofamily — первые деньги собрали с родных и близких.

— Как вы решали финансовый вопрос?

— Phonetic.kz получил первые инвестиции на небольшой срок только для первоначального рекламного бюджета и фонда оплаты труда команды из пяти человек, в основном — разработка. Далее нужно быстро получить пул клиентов, чтобы была возможность масштабироваться и развиваться.

Насколько сложно продвинуть свой продукт на рынок, что для этого необходимо?

— Опыт, компетенция в том, что делаешь и глубокое понимание клиентов, их потребности. Продвижение зависит от формата продукта — тут два основных варианта, когда ваш клиент — компания (b2b) и когда ваш клиент — конечный пользователь, физическое лицо (b2c). В первом случае хорошо работают активные продажи, встречи с потенциальными клиентами, презентации. Во втором случае — масса инструментов для привлечения аудитории к вам на площадку (сайт, мобильное приложение, страничка в соцсети).

— Как на ваш взгляд, в регионах можно чего-то добиться IT- стартаперам реально?

— Всегда, перед тем, как начинать проект, нужно анализировать рынок. Если у вас в регионе рынок для вашего продукта маловат, нужно сразу принимать решения, какими способами привлекать из рынков других городов, регионов, стран.

— Чего не хватает для развития IT стартапов в стране?

— Рынок для IT-стартапов в Казахстане небольшой. Нужно делать что-то максимально массовое, например, сайт для знакомства со своим уникальным предложением, которое может всех заинтересовать, либо развивать специфичный и узкий продукт, в котором у вас большая компетенция, например — сервис быстрой доставки плова. В общем надо искать!

Главный урок

Половина начинающихся стартапов, по оценке экспертов, не доживают и до трех лет. Почти как любовь, которая живет три года. Но это не значит, что людей из этих стартапов теряются из орбиты тех, кто их заприметил. Есть те, которые идут работать над другим стартапом, и те, кто остается в сфере технологий и предпринимательства. И если ты встал на этот путь, то надо понимать, что рабочее время здесь не ограничивается от и до, без выходных, необходим быстрый рост и опережать конкурентов. А еще надо быть гибким, чтобы менять стратегию под рынок. И рисковать.