Juno выходит на Нью-Йорк, а Nommi на весь мир
Решил дать отдельными заметками выступления Алены Ткаченко и Алексея Минкевича на недавно прошедшей конференции Kolesa Conf. И не случайно, потому что представленные ими продукты направлены явно не на местный рынок, который просто мал для таких проектов.
Начнем с Алены Ткаченко, СЕО и сооснователя продукта Nommi, который еще называют роутером для путешественников. Главная фишка устройства состоит в обеспечении стабильным интернетом через Wi-Fi в любом месте мира, где может работать ваша SIM-карта. Основная целевая аудитория находится вне Казахстана, потому что рынок у нас, повторюсь, маленький.
Что запомнилось:
- заказы на роутер поступают из десятков стран. Техподдержка находится здесь, состоит из одного англоговорящего сотрудника. При обнаружении дефектов устройство обменивают через почтовую пересылку;
- вокруг нас есть интересные рынки, про которые никто не вспоминает, например, Индонезия с населением более 260 млн.
- если хочется делать стартап по hardware, то производство разумно перенести в Китай. А еще всегда иметь 250 тысяч долларов в запасе на производство;
- в США можно жить и спокойно тратить деньги, заработанные там же, но когда тратишь деньги из Казахстана, пытаешься экономить на всем. Lean, одним словом :).
Алексей Минкевич приехал рассказать о своем проекте Juno, представляющем собой онлайн-сервис такси.
Принципиальное отличие Juno от тех же Uber и Lyft в том, что платформа в первую очередь заботится о комфорте водителей. Соответственно, довольные водители предоставляют лучший сервис пассажирам. В итоге все в выигрыше. И, как ни абсурдно это звучит, продукт запущен не где-то локально, а в Нью-Йорке. При этом физически разработка находится в Минске, а продакты с дизайнерами сидят в Тель-Авиве. Проекту удалось закрепиться в Нью-Йорке, он растет и активно осваивает рынок. Основные моменты из доклада:
- у евреев есть чему учиться, недаром это одна из успешных стартап-наций. А еще они соблюдают баланс между работой и жизнью. Когда Алексей был в отпуске, его ни разу не побеспокоили (впервые за 15 лет в IT). Хотя причин было немало;
- когда проект потерял 40 тыс. долларов за несколько часов из-за ошибки, офис разработки в Минске впал в депрессию. В это же время евреи отреагировали так: "Потеряли 40 тысяч? Ну, окей, в следующий раз не потеряем". Лучше принять опыт и сделать выводы, а не страдать по уже ушедшему;
- техподдержка 1 уровня находится в Тель-Авиве (американские студенты) и в Портланде, США. Так охватываются все временные зоны;
- если техподдержка 1 уровня не помогла, есть команда Support 2-3 уровня, где сидят студенты и специалисты, желающие работать в IT. Они имеют доступ к коду и помогают разработчикам. Из них получаются отличные QA-инженеры (специалисты, отвечающие за качество продукта — Прим. ред.).
Почерпнул отличный кейс продвижения: водителям для знакомства раздавали устройства Juno, и когда водитель указывал, что он взял пассажира извне (например, через Uber), то на экране устройства пассажир видел рекламу: "Хочешь такую же поездку, но на 30% дешевле? Используй Juno!". Метод оказался успешным, дал большой поток новых пользователей. Правда, водителям перестали выдавать устройства из-за дороговизны.
И еще, все крупные приложения такси искусственно манипулируют со стоимостью поездок (так называемый surge pricing). Когда цена поездки резко повышается, это явно делается в пользу водителей, но пассажиры это, конечно, ненавидят.
Кстати, недавно в гости к Pillowz.kz зашел @vladimir_merkushev. Три часа пролетели незаметно — обсудили много интересных вещей, в том числе вопросы управления продуктом. Владимир подсказал подходящую для Pillowz систему аналитики Amplitude, которую теперь буду изучать. Еще нужно написать про опыт перехода на Jira, в общем, контента будет на этой неделе много :)