Как финансовые маркетплейсы развивают рынок МФО


Сектор микрофинансирования в Казахстане быстро растет за счет гибкости и адаптивности МФО. Рынок переходит в «цифру», реагирует на изменения и подгоняет продукты под нужды клиентов. Яркий пример – финансовые маркетплейсы, которые упростили казахстанцам подбор подходящего кредита или займа. Размещение на таких платформах открыло МФО новые возможности для развития.

Что такое финансовые маркетплейсы 

Сегодня трудно представить себе жизнь без маркетплейсов, где на одной площадке в несколько кликов можно купить что угодно – от кошачьего корма до солнечной электростанции. По тому же принципу работают финансовые маркетплейсы, где в формате единого окна представлены продукты банков и микрофинансовых организаций – потребительские кредиты или заемы до зарплаты. 

Клиентам больше не нужно ходить по сайтам каждой отдельной конторы, которая дает деньги в долг, чтобы сравнить условия, сроки, суммы, процентные ставки и прочее. Теперь все это как на ладони – в «виртуальных гипермаркетах», где можно изучить и сравнить содержимое «витрин», чтобы выбрать для себя наилучший вариант и тут же оформить: без лишних документов, очередей, проверок и звонков. Кроме того, на финансовых маркетплейсах есть другие сервисы – от кредитного калькулятора, курса и конвертера валют до финансовых новостей и полезных советов. И все же самая востребованная услуга – микрозаймы.    

Почему продукты МФО так востребованы

Аналитики подсчитали, что если еще 5 лет назад за кредитом в МФО обращались 300 тыс. казахстанцев, то сегодня – уже свыше 1,5 млн человек. Большинство из них – физические лица, для которых займы в традиционных банках по тем или иным причинам недоступны. Чтобы получить кредит в банке, нужно подавать больше документов и ждать одобрения, а процент по возврату и просрочке гораздо больше, чем в МФО. При этом у людей сохраняется запрос на улучшение жизненных условий. Для некоторых деньги до зарплаты без проверок и звонков – единственно возможный способ поправить финансовое положение.

Если говорить о работе с бизнесом, то МФО за счет кредитования микропредпринимателей стимулируют занятость и помогают создавать новые рабочие места. Это мировая практика, и Казахстан ей соответствует. Напомню, Мухаммед Юнус, который придумал микрофинансирование, получил Нобелевскую премию мира. Кажется, что за недостойные изобретения ее никому еще не давали. 

По информации Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, ссудный портфель организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, за 2 квартал 2024 года увеличился на 4,8%, до 2,6 трлн тенге, в основном, за счет микрокредитов, выданных бизнесу, доля которых в секторе достигла 58%. 

Полагаю, тенденция на популярность МФО в этом сегменте будет сохраняться. К тому же, лучше, чтобы на рынке оставались легальные кредиторы, регулируемые Нацбанком РК, чем если бы они ушли в тень. 

По данным того же АРРФР, на 1 июля 2024 года активы МФО достигли 1,5 трлн тенге. Причем число заемщиков опережает количество выданных займов в Казахстане за последние два года более чем в два раза. Это говорит о высоком спросе на микрокредиты и не менее высоком уровне лояльности клиентов МФО. По наблюдениям специалистов MoneyPanda, целевой клиент МФО берет заем два раза в месяц. И таких пользователей – большинство. Не последнюю роль в популярности услуг МФО играет их мобильность и способность быстро подстраиваться под требования времени, используя современные технологии и цифровые платформы. Сложно представить себе более адаптивный сегмент финансового рынка. 

Как финансовые маркетплейсы помогают продвигать продукты МФО

Первые финансовые маркетплейсы появились в Казахстане еще лет 15 назад, но интерес к ним вырос в последние несколько лет. Сегодня в стране функционирует 21 банк второго уровня и 223 микрофинансовых организаций – чтобы разобраться в предложениях и продуктах каждого, нужно потратить немало времени. Еще 10 лет назад это было куда проще: согласно сведениям Национального банка РК за 2014 год, тех же МФО по стране было всего 13. Так как растет объем спроса на продукты МФО в Казахстане, все больше людей изучают контент на эту тему, ищут через поисковики информацию о займах и сразу попадают в финансовые маркетплейсы. Для МФО эти платформы стали одним из главных источников новых клиентов. Только за 8 месяцев 2024 года финансовый маркетплейс MoneyPanda посетило больше 1 миллиона казахстанцев. 

Зачастую микрофинансовые организации, которые выстроили эффективный кредитный процесс в онлайн-формате, охотно соглашаются на размещения. Важно понимать, что помимо классической лидогенерации, как правило, финансовые маркетплейсы предлагают и широкое разнообразие медийных форматов, что расширяет возможности МФО для продвижения своих услуг и повышения охватов. Помимо выгоды для пользователей, где они могут найти контент и предложения от МФО, для самих микрофинансовых организаций финансовые маркетплейсы – хорошая возможность прорекламировать свои продукты.

Как развиваются финансовые маркетплейсы в Казахстане и почему им стоит доверять

Для Казахстана финансовые маркетплейсы, даже с учетом того, что появились они еще в конце нулевых, явление новое. Их число на сегодня едва достигает и одного десятка. Однако цифровизация, а сегодня в цифре уже 30% казахстанского рынка МФО, не оставляет шансов для сомнений – пройдет не так много времени, прежде чем такие IT-стартапы станут востребованы и популярны как среди пользователей, так и среди микрофинансовых организаций. Все дело в преимуществах для обеих сторон. 

Что получают пользователи: 

Финансовые маркетплейсы собирают на одной площадке все финансовые продукты, что есть на рынке, и позволяют пользователю в спокойной обстановке сравнить условия и сделать выбор в пользу выгодного микрокредита. Не нужно открывать десятки вкладок с сайтами МФО, вводить каждый раз одну и ту же информацию, чтобы рассчитать проценты и разобраться в подводных камнях. Здесь же можно узнать о лучших предложениях месяца, ознакомиться с рейтингом микрофинансовых организаций, отзывами клиентов, каталогом микрозаймов и узнать, по каким признакам определить надежную МФО. 

Специалисты финансовых маркетплейсов ежедневно ведут мониторинг продуктов и условий МФО, и каждая из них проходит тщательную проверку на наличие действующей лицензии и добропорядочности, прежде, чем оказаться на платформе. Так что пользователь может быть уверен, что его не введут в заблуждение и не обманут. К тому же, процедура оформления займа через финансовый маркетплейс быстрая – в случае одобрения, деньги поступят на карточку или кошелек в течение 10 минут. 

Что получают МФО: 

Для МФО размещение на финансовых маркетплейсах помогает сделать свои продукты доступнее. Это полезный инструмент для того, чтобы знакомить клиентов с новыми предложениями, повышать доверие и продвигать услуги. Анализ показывает, что сегодня финансовые маркетплейсы в топе источников для поиска клиентов после сайта и поисковых сервисов. 

Таким образом, микрокредитование – социально важный инструмент, поскольку помогает быстро поправить финансовое положение и стимулирует предпринимательство. Согласно статистике, спрос на услуги МФО в Казахстане растет, вместе с тем развивается и сам рынок микрокредитования. Появляются новые цифровые площадки – финансовые маркетплейсы, где можно просмотреть все предложения от МФО и выбрать выгодное. Это с одной стороны экономит время пользователя, с другой – повышает конкурентоспособность микрокредитных организаций и помогает им ярче заявлять о своих преимуществах.