Как государство регулирует повышение тарифов сотовых операторов
В начале июля абоненты Active получили SMS — уведомление о том, что их тариф будет изменен c увеличением стоимости. Например, самый демократичный Promo L архивный теперь будет обходиться в 2590 тенге до этого он именовался Promo L и стоил 1890 тенге. В качестве навязчивого сервиса: безлимит на видеосервисы, соцсети и "плюшкой" Яндекс Плюс. Те, кто должен регулировать аппетиты сотовых операторов заняли позицию "мониторинга цен". Участвует ли государство в регулировании тарифов сотовых операторов?
Мы старились сохранить
В конце апреля компания "Билайн" сообщила, что вынуждена обновить тариф. В качестве аргументов: повышение стоимости оборудования и его обслуживания, нагрузка на сеть. А еще упомянули инфляцию, девальвацию, повышения цен на электроэнергию, на оборудование и ряда других факторов, не зависящих от них. В качестве "пилюли" клиенту пообещали сделать тариф более привлекательным. Например, интернет-пакет увеличится до 25 ГБ и прочие "плюшки", скорее похожие на навязанные услуги. 18 июля TELE-2 сообщил об изменениях в тарифном плане:
Мы осознаем, что это может повлиять на ваш бюджет, и поэтому мы предлагаем компенсацию в виде дополнительных ресурсов и услуг
сообщила компания своим клиентам.
С 1 августа "Казахтелеком" увеличивает цены на некоторые тарифные планы архивной линейки. В цифрах это выглядит следующим образом: апрельское повышение "Билайн" на тарифный план "Яркий" вырос с 1790 до 2490 тенге (рост 39%); тарифные планы "Реальный безлимит" (Kcell) поднялся с 3390 до 4390 тенге (рост 29%), "Просто супер" (Теле2) с 2590 до 3290 тенге (рост 27%). В среднем около тысячи тенге.
По данным АЗРК, в текущем году произошел рост цен сотовых операторов от 8 до 50% в зависимости от тарифных планов. За период 2021-2022 гг. рост тарифов составил в среднем от 13 до 37%.
Мы вас предупреждали
В декабре прошлого года, во время аукциона по распределению радиочистот, АЗРК предупреждал, что после того, как их передали группе компаний "Казахтелеком", тем самым был усилен риск монополизации рынка сотовой связи, что исключает появление на рынке нового оператора сотовой связи. Отсутствие конкуренции всегда во вред потребителю.
В феврале т.г. АЗРК направило предложения в адрес Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности о внесении изменений в Правила оказания услуг связи, в целях защиты прав абонентов. Там было указано, что операторы сотовой связи вносят незначительные изменения в объемы включенных услуг на тарифном плане, которые не востребованы абонентами. При этом, одновременно повышается стоимость тарифного плана. Это именно то, что они сделали сейчас.
В качестве рекомендации АЗРК предложило МЦРИАП, чтобы операторы не меняли условия договора. Кстати, кто-то из пользователей заключал договор, если вспомнить, что большинство казахстанцев лет 15-20 назад просто покупали симки, а потом по акции узаканивали свои телефонные номера. Так о чем разговор? Правда, сами операторы так не считают.
Так, во время судебного разбирательства в конце прошлого года в Атырау против действий компании Kcell, ее представитель сообщил, что взаимоотношения абонента и оператора регулируются публичным договором об оказании услуг. Получается у потребителя нет прав кроме одного — поменять оператора? Но как показывает практика, менять шило на мыло смысла нет.
Сами виноваты
Отказаться от услуг мобильной связи потребители, в основной своей массе, уже не могут. Сейчас, ведь без связи и интернета никуда. Этой зависимостью и пользуются операторы.
К слову, поднимая тариф операторы не гарантируют хорошее качество связи. В июле на совещании по вопросам развития Астаны, президент РК заметил, что в условиях современной цифровой цивилизации и экономики знаний одной из ключевых потребностей человека, особенно городского жителя, становится доступ к интернету.
- "Мы везде заявляем об Астане как об "умном городе" и региональном IT-хабе, что автоматически подразумевает высокое качество базовой цифровой инфраструктуры. Однако стабильность интернета и сотовой связи в столице оставляет желать лучшего. Это не только приводит к дискомфорту жителей, но и наносит серьезный ущерб экономике города, создает крайне негативное впечатление у гостей столицы", — сказал Касым-Жомарт Токаев.
У министра цифровизации есть свой ответ на качество интернета:
- "Наши пользователи постоянно "зависают" в интернете и это несет высокую нагрузку. В Америке или в Европе, пользователь, прежде чем открыть видео, подумает, нужно оно ему или нет, потому что он теряет деньги, пока сжигаются мегабайты", — сказал Багдат Мусин.
Вы нам писали
До выхода известного комментария заместителя председателя АЗРК Болата Самбетова о повышении цен на отдельные тарифные планы сотовой связи, пресс-служба того же ведомства сообщила bluescreen, что декабрьские рекомендации МЦРИАП приняли. Дальнейшие действия зависят от министерства, они их комментировать не могут, но "подтверждают, что такие рекомендации давали". И предложили уточнить о ситуации в МЦРИАП.
Пресс-служба Минцифры была лаконична:
- "Объявление о повышении стоимости тех или иных тарифных планов у каждого оператора было в разное время.Увеличение стоимости на архивных тарифных планах — это подход, который операторы используют постоянно для миграции абонентов со старых на новые тарифные планы. Это стандартная практика — маркетинговый ход. Каких-то резких скачков в тарифной политике, как заверили операторы связи, не будет. У всех участников рынка есть понимание куда и как развиваться, разработан план по развитию сети, в рамках которого понятны объемы необходимых инвестиций и, соответственно, тарифная политика в этот период.
Мы в постоянном диалоге с операторами связи, будем наблюдать за ситуацией и при необходимости обращаться в АЗРК для проведения соответствующего анализа", — сообщили в пресс-службе.
Пока мы наблюдаем, как операторы подводят абонентов к миграции с одного тарифного плана на другой, не сильно интересуясь потребностями пользователей. Не очень понятен и проводимый диалог: насколько еще надо увеличить тариф, чтобы провести проверку?