Как и зачем IT-компании развивать софт-скиллы у инженеров
Софт-скиллы в IT — одна из самых хайповых тем в последнее время. И это неспроста. Уже давно разбиты пыльные шаблоны о технарях как о странных, погруженных в себя и местами асоциальных типах.
Сегодня разработчики не просто пишут отдельные приложения, они участвуют в трансформации бизнеса, создавая сложные сервисы, превращая офлайновые компании в цифровые. IT-специалисты создают компаниям конкурентное преимущество и должны быть вовлечены в процессы развития бизнеса. Именно поэтому, помимо технических навыков разработчиков, работодатели стали следить за их мотивацией, оценивать способность эффективно работать в команде, наблюдать, у кого из команды проявляются лидерские качества и т.д. Эти требования предъявляются не только к сотрудникам в штате, но и к внешним контракторам, ведь они тоже являются частью команды. Что действительно важно и как развивать необходимые скиллы, поделился Антон Деменев, CEO Softwarecats.kz.
Мы в Software Cats согласны с тем, что оценивать IT-специалиста нужно не только по его хард-скиллам, но и по «мягким» навыкам: критическому мышлению, умению решать задачи, умению обучать и менторить, общаться с коллегами и партнерами, работать в команде. Также важны навыки цифрового общения, организации деятельности, уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности.
Несколько таких навыков, которые позволяют быстрее вливаться в команду и эффективнее работать в ней, мы включили в свою систему грейдов.
Какие софт-скиллы действительно важны для IT-специалиста?
Мы обращаем внимание прежде всего на самостоятельность и коммуникативные навыки. У нас распределенная команда, ребята работают из самых разных уголков света, поэтому нам важно сохранить понимание между участниками проектов, несмотря на расстояние между ними, и быть уверенными в том, что коллег не нужно постоянно контролировать.
Еще на этапе собеседований с кандидатами мы акцентируем внимание на следующих, на первый взгляд, простых способностях:
- Навык чтения и понимания написанного текста.
- Умение прямо и без лишней воды отвечать на поставленные вопросы.
- Умение доносить свои мысли до других людей, как в устной, так и в письменной форме.
- Способность спокойно общаться с людьми на разных должностях как в письменной, так и устной форме.
- Самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Умение принять решение об эскалации проблемы.
Когда команда работает в офисе, различные недопонимания в коммуникации выявляются легко и почти сразу. Поэтому возможные конфликты и проблемы можно предотвратить или нивелировать в самом начале.
Но в удаленном формате работы неразвитые софт-скиллы делают жизнь руководителя и соседних подразделений сущим адом.
Если человек не умеет внятно донести свою мысль и прямо ответить на вопросы, руководителю придется тратить дополнительное время, инициировать лишние встречи и созвоны для того, чтобы понять, что имелось в виду.
Если человек не умеет понимать написанное, результат выполненных им задач будет сильно расходиться с ожиданиями.
Дискомфорт в коммуникациях вынудит коллег минимизировать общение с токсичным коллегой. Как следствие, человек будет чувствовать себя лишним, останется на отшибе. Это может повлиять на его продуктивность и результаты работы, а значит, и на результаты всей команды. Кроме того, такому человеку сложно доверить коммуникацию с командой клиента — придется искать посредника.
Если человек не может признать проблему, самостоятельно принять решение и нести за него ответственность, а в случаях, когда это необходимо, эскалировать ее, это может привести к проблемам.
На удаленной работе недопустима безответственность. Издалека руководитель не сможет понять и предсказать поведение человека. Например, если сотрудник внезапно «теряется», выключает телефон и перестает выходить на связь без какого-то предупреждения, сложно сразу поверить в банальное разгильдяйство. Поэтому таким сотрудникам обычно дают второй шанс, но подобное доверие оправдывают не все.
Как развивать софт-скиллы у сотрудников?
Мне кажется, что самое главное, что может сделать руководитель для того, чтобы у него в команде у инженеров развивались софт-скиллы, — это построить соответствующую культуру:
- Давать инженерам совершать ошибки, но при этом контролировать, чтобы они не повторялись и из них следовали верные выводы.
- Приветствовать самостоятельное принятие технических решений.
- Приветствовать горизонтальную коммуникацию в командах.
- Давать возможность клиенту и команде общаться напрямую, подключаясь только для решения эскалированных технических и организационных вопросов.
- На собственном примере показывать правильное поведение, то, которое хотим видеть у своих инженеров, — команда обязательно потянется за своим лидом.
- Ну и, конечно, регулярно обсуждать результаты работы, хвалить за правильные паттерны и разбирать неправильные на one-to-one встречах.
Так как мы считаем, что софт-скиллы так же важны для хорошего инженера, как и хард-, мы хотим измерять рост в них у каждого из наших ребят. Для того чтобы и руководитель, и инженер понимали уровень и прогресс одинаково, мы начали явно отслеживать прогресс — мы включили важные, по нашему мнению, софт-скиллы в систему грейдов. Это позволяет быть честным с сотрудниками, показывать их точки роста и в случае разногласий приходить к единому мнению.