Как IoT-решения помогают управлять городской транспортной инфраструктурой

Как IoT-решения помогают управлять городской транспортной инфраструктурой

Сегодня мы продолжаем серию материалов о применении IT-технологий в повседневной жизни, а именно остановимся на теме IoT в транспортной отрасли.

Эксперт Softline Казахстан, менеджер по продажам инфраструктурных решений Дамир Сутюшев, рассказывает об IoT-возможностях, которые помогают управлять городской транспортной инфраструктурой.

Автоматизация городских парковок, использование велосипедов и самокатов через приложение, автоматизированная система управления светофорами и проекционных пешеходных переходов — теперь успешно используются и в Казахстане, как это действует в качестве основной практики в зарубежных странах.

Остановимся подробнее на каждом решении — что они из себя представляют, какие задачи, преимущества и результаты имеют.

Но прежде начнем с описания базы данных решений по автоматизации городской инфраструктуры — беспроводных сетей, функционирующих при помощи технологии LoRaWAN/LTE/NB-IoT. Это основной принцип работы указанных ниже решений.

 Типовая схема IoT-сети

Как это работает?

Датчики и сенсоры собирают данные и передают их базовым станциям по беспроводным сетям с помощью различных технологий. Базовые станции, в свою очередь, собирают все данные от датчиков со всего города и передают сведения в центр коммутации для обработки. Далее данные через API представляются в необходимом читаемом формате для пользователя.

Что из себя представляет автоматизация городских парковок

 Как выглядит размещение датчиков парковочных мест
 Парковочное табло с количеством свободных мест на ближайших улицах

Задача:

  • Управление парковками и оптимизация занятости парковок в городе;
  • Реализация сбора, анализа и применения данных от сотен парковок в крупном мегаполисе.

Решение:

Сеть LoRaWAN, включающая:

  • Магнитные смарт-датчики парковки, камеры слежения за транспортом;
  • Базовые станции LoRaWAN;
  • Сервер управления сетью и инфраструктурой;
  • Интеграция с приложениями: "Парковки Астаны", "Parking Almaty", "Smart Astana".

Преимущества:

  • Легкоустанавливаемые датчики парковки (устанавливаемые на опорах или в встраиваемые в асфальт);
  • Время автономной работы — более 10 лет;
  • Оптимизация управления транспортными потоками и обстановкой на дорогах за счет удаления с дорог автомобилей, занятых поиском парковки.

Результаты внедрения:

  • Улучшение собираемости оплаты парковки в городе за счет полной автоматизации;
  • Увеличение количества свободных парковочных мест в критичных местах;
  • Разгрузка улиц от автомобилей, занятых поиском парковочных мест.

Как работает sharing велосипедов и электросамокатов.

Отслеживание транспортных средств

 Аренда велосипеда через приложение

Задача:

  • Отслеживание геолокации велосипедов и самокатов, для точного позиционирования местоположения в приложениях для смартфонов;
  • Контроль за использованием велосипедов и самокатов.

Решение:

Сеть LoRaWAN, включающая:

  • Следящий датчик / треккер GPS (GSM) / акселерометр;
  • Базовые станции LoRaWAN с Ethernet или GSM;
  • Сервер управления сетью и инфраструктурой;
  • Приложения аренды: Almaty Bike, Jet, Eleven и прочие.

Преимущества:

  • GPS-трекеры LoRa отличаются большим сроком автономной работы, что сокращает расходы на обслуживание и эксплуатацию;
  • Возможность интегрировать парк велосипедов и автомобилей в инструментальную панель "умного"города, что позволит более эффективно использовать систему управления дорожного движения.

Результаты внедрения:

  • Уменьшение потерь транспортных средств;
  • Уменьшение срока простоя сломанных транспортных средств;
  • Разгрузка основных магистралей. Уменьшение количества автомобилей за счет использования самокатов и велосипедов.

Об автоматизированной системе управления светофорами

 Пример комплекса светофоров в Амстердаме
 Вид велодорожки в г. Алматы на ул. Кунаева

Проблема:

  • Образование пробок на улицах города в случае поломки светофора;
  • Светофоры работают по установленному расписанию, которое не может быть изменено в случае необходимости или экстренной ситуации.

Решение:

Сеть LoRaWAN, включающая:

  • Интеллектуальный программный комплекс управления светофорами;
  • LoRaWAN датчики, маячки, базовые станции;
  • Сервер управления сетью и инфраструктурой.

Преимущества:

  • Мониторинг и управление работой светофоров в режиме реального времени;
  • Автоматическая сигнализация в случае поломки светофора;
  • Автоматическое изменение режимов работы светофоров в случае поломки соседнего светофора.

Результаты внедрения:

  • Уменьшение времени простоя светофоров из-за поломки;
  • Уменьшение пробок в городе;
  • Централизация управления светофорами в едином центре;
  • Безопасность использования велосипедных дорожек.

Проекционные пешеходные переходы

 Как выглядит проекционный пешеходный переход в г. Алматы
 Пример проекционного пешеходного перехода

Задача:

  • Снижение количества ДТП по причине наездов на пешеходов;
  • Повышение внимательности водителей к проезду пешеходных переходов.

Решение:

Комплекс пешеходного перехода, включающий:

  • Датчики движения;
  • Камеры наблюдения и слежения за пешеходным переходом;
  • Светодиодный прожектор белого цвета;
  • Интеллектуальный контроллер видеоаналитики.

Преимущества:

• Статичная подсветка перехода и динамическая подсветка пешехода;

• Пульсирующая подсветка для привлечения дополнительного внимания водителей;

• Интеграция с системами фиксации нарушений ПДД, комплексом "Сергек", приложением "SmartAstana".

Результаты внедрения:

• Существенное повышение безопасности дорожного движения;

• Снижение количества ДТП с человеческими жертвами.

Вывод: Если речь идет о глобальной проблеме — ДТП по причине наездов на пешеходов — то автоматизированные решения для управления городской транспортной инфраструктурой обеспечивают повышение безопасности дорожного движения и снижают количество ДТП с человеческими жертвами.

IoT-технологии также успешно применяются для уменьшения простоя неисправных светофоров, регулируют нагрузку на дорогах в период транспортных пробок, контролируют использование велосипедов и самокатов и др.