Как IoT-решения помогают управлять городской транспортной инфраструктурой
Сегодня мы продолжаем серию материалов о применении IT-технологий в повседневной жизни, а именно остановимся на теме IoT в транспортной отрасли.
Эксперт Softline Казахстан, менеджер по продажам инфраструктурных решений Дамир Сутюшев, рассказывает об IoT-возможностях, которые помогают управлять городской транспортной инфраструктурой.
Автоматизация городских парковок, использование велосипедов и самокатов через приложение, автоматизированная система управления светофорами и проекционных пешеходных переходов — теперь успешно используются и в Казахстане, как это действует в качестве основной практики в зарубежных странах.
Остановимся подробнее на каждом решении — что они из себя представляют, какие задачи, преимущества и результаты имеют.
Но прежде начнем с описания базы данных решений по автоматизации городской инфраструктуры — беспроводных сетей, функционирующих при помощи технологии LoRaWAN/LTE/NB-IoT. Это основной принцип работы указанных ниже решений.
Как это работает?
Датчики и сенсоры собирают данные и передают их базовым станциям по беспроводным сетям с помощью различных технологий. Базовые станции, в свою очередь, собирают все данные от датчиков со всего города и передают сведения в центр коммутации для обработки. Далее данные через API представляются в необходимом читаемом формате для пользователя.
Что из себя представляет автоматизация городских парковок
Задача:
- Управление парковками и оптимизация занятости парковок в городе;
- Реализация сбора, анализа и применения данных от сотен парковок в крупном мегаполисе.
Решение:
Сеть LoRaWAN, включающая:
- Магнитные смарт-датчики парковки, камеры слежения за транспортом;
- Базовые станции LoRaWAN;
- Сервер управления сетью и инфраструктурой;
- Интеграция с приложениями: "Парковки Астаны", "Parking Almaty", "Smart Astana".
Преимущества:
- Легкоустанавливаемые датчики парковки (устанавливаемые на опорах или в встраиваемые в асфальт);
- Время автономной работы — более 10 лет;
- Оптимизация управления транспортными потоками и обстановкой на дорогах за счет удаления с дорог автомобилей, занятых поиском парковки.
Результаты внедрения:
- Улучшение собираемости оплаты парковки в городе за счет полной автоматизации;
- Увеличение количества свободных парковочных мест в критичных местах;
- Разгрузка улиц от автомобилей, занятых поиском парковочных мест.
Как работает sharing велосипедов и электросамокатов.
Отслеживание транспортных средств
Задача:
- Отслеживание геолокации велосипедов и самокатов, для точного позиционирования местоположения в приложениях для смартфонов;
- Контроль за использованием велосипедов и самокатов.
Решение:
Сеть LoRaWAN, включающая:
- Следящий датчик / треккер GPS (GSM) / акселерометр;
- Базовые станции LoRaWAN с Ethernet или GSM;
- Сервер управления сетью и инфраструктурой;
- Приложения аренды: Almaty Bike, Jet, Eleven и прочие.
Преимущества:
- GPS-трекеры LoRa отличаются большим сроком автономной работы, что сокращает расходы на обслуживание и эксплуатацию;
- Возможность интегрировать парк велосипедов и автомобилей в инструментальную панель "умного"города, что позволит более эффективно использовать систему управления дорожного движения.
Результаты внедрения:
- Уменьшение потерь транспортных средств;
- Уменьшение срока простоя сломанных транспортных средств;
- Разгрузка основных магистралей. Уменьшение количества автомобилей за счет использования самокатов и велосипедов.
Об автоматизированной системе управления светофорами
Проблема:
- Образование пробок на улицах города в случае поломки светофора;
- Светофоры работают по установленному расписанию, которое не может быть изменено в случае необходимости или экстренной ситуации.
Решение:
Сеть LoRaWAN, включающая:
- Интеллектуальный программный комплекс управления светофорами;
- LoRaWAN датчики, маячки, базовые станции;
- Сервер управления сетью и инфраструктурой.
Преимущества:
- Мониторинг и управление работой светофоров в режиме реального времени;
- Автоматическая сигнализация в случае поломки светофора;
- Автоматическое изменение режимов работы светофоров в случае поломки соседнего светофора.
Результаты внедрения:
- Уменьшение времени простоя светофоров из-за поломки;
- Уменьшение пробок в городе;
- Централизация управления светофорами в едином центре;
- Безопасность использования велосипедных дорожек.
Проекционные пешеходные переходы
Задача:
- Снижение количества ДТП по причине наездов на пешеходов;
- Повышение внимательности водителей к проезду пешеходных переходов.
Решение:
Комплекс пешеходного перехода, включающий:
- Датчики движения;
- Камеры наблюдения и слежения за пешеходным переходом;
- Светодиодный прожектор белого цвета;
- Интеллектуальный контроллер видеоаналитики.
Преимущества:
• Статичная подсветка перехода и динамическая подсветка пешехода;
• Пульсирующая подсветка для привлечения дополнительного внимания водителей;
• Интеграция с системами фиксации нарушений ПДД, комплексом "Сергек", приложением "SmartAstana".
Результаты внедрения:
• Существенное повышение безопасности дорожного движения;
• Снижение количества ДТП с человеческими жертвами.
Вывод: Если речь идет о глобальной проблеме — ДТП по причине наездов на пешеходов — то автоматизированные решения для управления городской транспортной инфраструктурой обеспечивают повышение безопасности дорожного движения и снижают количество ДТП с человеческими жертвами.
IoT-технологии также успешно применяются для уменьшения простоя неисправных светофоров, регулируют нагрузку на дорогах в период транспортных пробок, контролируют использование велосипедов и самокатов и др.