Как изменить систему образования в Казахстане: исследование EDTECH FORUM
"Видение трансформации образования в Казахстане — голос индустрии" — это специальный проект — исследование, которое было организовано Бюро непрерывного профессионального развития Международного финансового центра "Астана" в рамках IV Международного форума образовательных технологий. Исследование было выполнено по методике Rapid foresight, которая позволяет за максимально короткий срок совершить мыслительный прорыв и через креативный прыжок "выгрузить" рекомендации экспертов в удобный для интерпретации и анализа формат, который в последующем может быть использован в целях проработки актуальной повестки госорганов и рынка. В проекте приняли участие 70 экспертов по направлениям: школы, колледжи и вузы.
В документе особое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров, смене парадигм, вовлечению общественных институтов в процесс законотворчества, мониторинга и контроля системы образования на всех уровнях, включая государственный, формированию понятных ориентиров на пути к образованию будущего, человекоцентричности, иммерсивности и инклюзивности.
Любые социальные реформы начинаются со сбора критической массы экспертных данных."Образование в стиле M.E.T.A" — это реальный инструмент для работы по гармоничному реформированию системы образования в Казахстане.
Почему образованию нужны реформы?
Согласно Глобальному отчету о навыках, опубликованному Coursera Inc., современные тенденции в мире, прежде всего развитие цифровых технологий, а также пандемия оказывают огромное трансформационное влияние на рынок труда. В частности, к 2025 году прогнозируется исчезновения 85миллионов старых и появление почти 100 миллионов новых рабочих мест. При этом эксперты не могут с уверенностью сказать, какими знаниями и навыками должны будут обладать работники, но уже призывают национальные образовательные системы ориентироваться на три сферы — бизнес, технологии и data science.
Именно поэтому сегодня реформа образования — это не вопрос выбора, а скорее вопрос острой необходимости.
Результаты исследования
Ознакомиться с полной версией документа можно по ссылке.
Комплексные решения
Эксперты отметили, что трансформация необходима всем звеньям образовательной системы — школам, колледжам (ТиПО), вузам. Такая системная работа поможет получить ощутимые и измеримые экономические результаты в обозримом будущем.
Также ответили на три ключевых вопроса: где индустрия образования находится сейчас, куда хочет прийти в ближнесрочной (1-3 года), среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (5-10 лет), что для этого нужно, что мешает или помогает этому пути.
Каждый раздел состоит из нескольких самостоятельных направлений для реформирования, в которых отражены:
- тренды, которые обуславливают изменения;
- форматы — специфические изменения в этом звене;
- технологии — практические инструменты изменений;
- возможности — дальнейшие направления с высоким потенциалом;
- угрозы — недостатки системы образования, которые могут помешать;
- нормативные акты — документы, требующие формального закрепления изменений.
Какие это реформы?
Новую модель образования представляют как конструктор, где все его звенья можно реформировать по отдельности — школы, колледжи и вузы. Но наибольший позитивный эффект они дадут при комплексном трансформационном подходе. Такая системность будет работать на общую цель — формирование у учащегося любого возраста навыка учиться новому, отбирать нужную информацию, ориентироваться в быстро меняющемся мире и правильно определять, в каком направлении дальше развиваться и что для этого нужно.
Школы, колледжи и вузы должны работать как единый механизм, который определяет способности ребенка в детстве, помогает их развивать до получения профессии, учит soft skills и самостоятельному мышлению. А если склонности взрослого человека изменятся, предлагает ему понятный алгоритм смены направления деятельности.
Ближайшие несколько лет будут решающими для смены парадигмы в казахстанском образовании. Основываясь на выводах группы экспертов, все предложения можно условно разделить на четыре этапа.
I этап. Полная ревизия учебных программ. Важно актуализировать их, отказаться от лишнего массива неактуальных знаний, а также определить новые форматы преподавания.
II этап. Наращивание участия бизнеса, производства, потенциальных работодателей в содержании образования, особенно на уровнях колледжей и университетов.
III этап. Внедрение технологичных решений, таких как VR\AR, 3D-технологии, искусственный интеллект и машинное обучение, в повседневные учебные процессы.
IV этап. Глубокая и масштабная цифровизация образования, включающая создание цифровых колледжей и университетов, цифровых платформ для трудоустройства и подтверждения своих знаний, навыков и квалификаций.
Комментарии участников
- Думан Айтмагамбетов, проректор по стратегическому развитию ЕНУ имени Л.Н. Гумилева: "На мой взгляд, сейчас важно изменить само отношение к образованию как к сфере, нуждающейся в постоянных реформах. Система образования не дает быстрых результатов. Поэтому, взяв определенный курс реформ, необходимо идти по этому направлению, несмотря на трудности и отсутствие сиюминутных результатов".
Асель Аймушева, директор Ассоциации выпускников Высшей школы бизнеса Назарбаев университета: "Сейчас крайне важно сделать казахстанское образование более конкурентоспособным и признаваемым в мире, обеспечив его соответствие международным стандартам и схемам. Это также означает, что мы должны всеми силами способствовать снижению коррупции, продвижению академической честности и этики в образовании, мотивировать преподавателей и управленцев работать в региональных вузах,сотрудничать с признанными лидерами образования и активно перенимать их опыт и технологии".
- Сапура Жолдасбаева, эксперт Центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев интеллектуальная школа" г. Астана: "Необходимо ежегодно проводить мониторинг того, какие специальности педагогов востребованы в школах. И на основе его результатов отбирать абитуриентов по соответствующим специальностям в педагогические вузы и колледжи. Рассчитывать на пять лет вперед. Например, сегодня у школ большая потребность в учителях по физике, математике, химии, информатике. А вот количество учителей казахского языка и литературы покрывают нужды школ, поэтому, может, стоит регулярно анализировать и пересматривать набор педагогических специальностей на ближайшие годы? Также можно обязать педагогические вузы и колледжи сопровождать молодых выпускников в течение 1-2 лет работы в школе. Они должны нести ответственность за качество специалистов".
Асель Ибентаева, координатор направления CAS (Creativity, Activity, Service) в Назарбаев интеллектуальной школе, г. Астана (IB): "Один из острых вопросов в образовании — это горизонтальное построение учебных программ, то есть плавный переход учащихся из школ в колледжи и университеты. Навыки и знания, полученные ими на каждой ступени, должны складываться в единую систему. Мы предлагаем ввести отдельную единицу в школьный штат — профориентатора. Этот специалист будет не только помогать и направлять учащихся по выбору специальности и поступлению в университет, но и станет мостом для освоения актуальных навыков и знаний, которые понадобятся в будущем на рынке труда".