Как качество воздуха и освещения в офисах влияет на продуктивность сотрудников
Большинство жителей Алматы ежедневно сталкиваются с проблемой загрязнённого воздуха. Однако мало кто знает, что воздух внутри офисов зачастую в 2–5 раз хуже наружного. Это напрямую отражается на здоровье сотрудников, их продуктивности и экономическом результате компаний.
Компания o2-architects, специализирующаяся на проектировании и оптимизации рабочих пространств, совместно с экспертами в области экологии и здоровья, 4 декабря провела бизнес-завтрак, посвящённый тому, как улучшение микроклимата и освещения в офисах может повысить продуктивность и снизить уровень стресса сотрудников.
Кто бы мог подумать, что усталость, «туман в голове», раздражительность и частые простуды сотрудников — это следствие плохого воздуха, неправильного света и эргономики. По данным исследования Harvard Medical School плохое качество воздуха снижает когнитивные функции человека на 15% при CO₂>950 ppm и на 50% при CO₂>1400 ppm, неправильный свет ухудшает концентрацию на 22-28%, а плохая эргономика вызывает боли у 60% сотрудников и увеличивает число больничных.
Согласно исследованиям Gallup (State of the Global Workplace) мировая экономика ежегодно теряет около 9,6 трлн долларов из-за стресса работников. Bloomberg в 2024 году объявили, что уровень выгорания офисных работников в мире достиг исторического рекорда. А исследования HSE (Великобритания) показали, что в 2023-2024 гг. 16,4 млн рабочих дней потеряно из-за стресса, депрессии и тревоги.
Специалисты экологи, архитекторы и врачи уже подсчитали, что улучшение микроклимата и освещения позволяет повысить продуктивность на 10–20%, снизить количество больничных и увеличить вовлечённость персонала.
Для алматинцев тема «здорового» офиса особенно актуальна. Принято считать, что в Алматы очень плохая экологическая ситуация из-за нахождения “в яме”, чрезмерного количества автомобилей и работы ТЭЦ.
Эколог-эксперт Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК Айжан Скакова:

Айжан также отметила, что в Казахстане хороший фундамент – обновлен Экологический кодекс, страна внедрила вопросы экологии на уровне стратегического планирования. И Алматы может стать первым городом Казахстана и Центральной Азии, который создаст собственные правила охраны атмосферного воздуха. В настоящее время нет публичных исследований, которые прямо измеряли бы качество воздуха в помещениях в Казахстане. Большая часть статистики касается воздуха открытых пространств городов.
Экологист, общественный деятель и основатель ECO Network Евгений Мухамеджанов:

Однако, в большинстве случаев сегодня экологическая ситуация в офисных помещениях – огромная проблема. Внутренние помещения в Алматы почти нигде не соответствуют стандартам. Большинство бизнес-центров не очищают воздух, не фильтруют должным образом, проветривают только открыванием окон, что не помогает.
Интегративный нутрициолог Ляззат Тунгатарова рассказывает:

Основатель и руководитель архитектурно-строительной компании O2-Architects Роман Кравченко рассказывает, как в нынешних эко-условиях можно исправить ситуацию:

Наряду с качеством воздуха на эффективность сотрудников влияет свет и эргономика. Исследования CBRE “Healthy Offices” в 2016 году показали, что внедрение системы динамического освещения, настроенной в соответствии с циркадными ритмами человека, позволило повысить производительность труда на 18%. Кроме того, на 12% улучшилась точность работы, а 76% сотрудников сообщили исследователям, что чувствуются себя счастливее. И, немаловажный факт: за время наблюдений почти вполовину уменьшилось число случаев заболеваний сотрудников. Этот эксперимент, проведенный еще в 2016 году, стал одним из первых практических доказательств влияния света на физическое состояние и производительность сотрудников.
Роман Кравченко отмечает также следующее: при хорошей вентиляции и понижении CO₂<700 ppm увеличивается производительность +40-50%, при правильном динамичном освещении на 20-25% повышается эффективность, при снижении шума увеличивается концентрация на 40%.
Создание «здоровых» офисов — это не тренд, а необходимость, особенно для Алматы. Компании, которые уже внедрили решения по улучшению вентиляции, освещения и эргономики, отмечают рост продуктивности, снижение выгорания и уменьшение числа больничных дней. В условиях высокой загруженности, плотного графика и экологических вызовов города забота о микроклимате рабочего пространства становится частью стратегического управления персоналом. Инвестиции в качественный воздух, свет и грамотную организацию рабочих мест быстро окупаются — как за счет повышения эффективности сотрудников, так и благодаря формированию более здоровой и устойчивой корпоративной культуры.