Как казахстанский бизнес использует ChatGPT

Как казахстанский бизнес использует ChatGPT


По данным McKinsey на 2022 год, внедрение ИИ за пять лет увеличилось более чем вдвое, и инвестиции в эту область только растут. Рассказываем, какие возможности появились в новой версии ChatGPT, что умеет YandexGPT и как казахстанские компании используют эти и другие ИИ-решения.

Что умеет обновленный ChatGPT

Одно из последних крупных обновлений было в сентябре 2023 года. Компания Open AI, представила новую версию чат-бота, который умеет слышать и распознавать речь пользователей. Технология создаёт реалистичные синтетические голоса за несколько секунд. Новой функцией уже пользуется стриминговый сервис Spotify для перевода подкастов на другие языки, сохраняя оригинальный голос ведущего. 

Помимо обычных запросов, пользователи могут присылать изображения — нейросеть их учтёт и даст более точный ответ.

Как бизнес использует ChatGPT и другие ИИ-инструменты

Для создания контента 

Предприниматели, копирайтеры, SMM-менеджеры и многие другие специалисты используют чат-ботов, чтобы писать тексты. Это могут быть новости, рассылки, посты в соцсети, рекламные предложения и любые другие виды контента. Кто-то смотрит на получившийся текст как на сырой черновик, а некоторые берут его в качестве готового контента с минимальными доработками. Также чат-бота можно попросить сделать не готовый материал, а просто придумать идею для поста или статьи — такой сценарий может подойти СМИ.

В маркетинге и продажах 

Помимо SMM-контента, рекламных слоганов и предложений, чат-боты и ИИ могут использоваться в маркетинге и продажах шире.

Так, «Beeline Казахстан» применяет ИИ для построения рекомендаций и персонализации продуктов. А компания Almaty A.I. Lab разработала на основе GPT-3 платформу для создания чат-ботов, которая помогает автоматизировать продажи. Чат-бот собирает информацию о клиентах, но сделку пока завершает продавец. По мнению директора Almaty A.I. Lab Ануара Шарафудинова, в дальнейшем за заключение сделки тоже будет отвечать бот, а люди — контролировать его действия и пополнять базу знаний.

В клиентском сервисе

Поддержка — один из самых популярных сценариев применения чат-ботов. Роботы могут общаться с клиентами голосом или в переписке. Текстовые и голосовые боты в обслуживании клиентов использует «Beeline Казахстан». Казахстанская компания Kolesa Group применяет генеративные модели Яндекса для создания роботов, которые совершают и принимают звонки. 

Недавно облачная платформа Yandex Cloud представила сервис речевой аналитики Yandex SpeechSense. Технология позволяет детально анализировать звонки и чаты операторов контакт-центров, в том числе оценивать их тон и вовлечённость в диалогах.

Ещё в 2019 году в Nazarbayev University создали Институт умных систем и искусственного интеллекта (ISSAI). Его задача — способствовать внедрению ИИ и цифровых услуг в Казахстане, как в госучреждениях, так и в компаниях. Команда создала самый большой набор данных по казахской речи — более 400 часов — который используется для разработки автоматизированной системы распознавания речи. Набор языковых данных загрузили Google, «Яндекс», Kaspi Bank и «Beeline Казахстан».

Для биометрической аутентификации

Нейросети используются для идентификации пользователей по биометрическим данным: отпечаткам пальцев, лицу, голосу, радужной оболочке глаз и рисунку вен ладони. 

По данным аналитической компании MarketsandMarkets, в 2022 году мировой рынок биометрических систем составлял $42,9 млрд и будет расти со среднегодовым темпом 14,1%, так что к 2027-му достигнет $82,9 млрд. В Казахстане биометрические системы в основном используют банки, телеком-провайдеры и крупные сети в сегменте FMCG.

Halyk Bank и сеть супермаркетов Magnum используют нейросеть для распознавания лиц от казахстанского стартапа Verigram. Основатель Verigram Уахат Бастимиев отмечает, что биометрия снижает расходы для компаний. Основные заказчики услуги — банки и телеком, а производственные компании и гостиничный бизнес пока отстают.

В медицине

В медицине искусственный интеллект уже широко применяется для диагностики различных заболеваний. Во время пандемии консорциум, куда вошли Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии, компании Forus Data и Crystal Spring, разработал платформу PneumoNet. Она выявляет 17 наиболее патогенных заболеваний лёгких, в том числе COVID-19, пневмонию, туберкулёз и рак. А казахстанский medtech-стартап Cerebra применяет искусственный интеллект для диагностики инсульта. 

Перспективные сценарии и прогнозы

В декабре Яндекс Казахстан открыл доступ к YandexGPT API через облачную платформу Yandex Cloud для всех пользователей Казахстана в режиме превью. Это первый сценарий, когда ChatGPT применён под капотом. Несколько компаний уже протестировали технологию в Казахстане. В основном это были финансовые организации, которые использовали YandexGPT для разработки чат-ботов и аналитики. С помощью сервиса также можно создавать контент, агрегировать данные по рабочим чатам и отзывам, классифицировать запросы, отвечать на вопросы пользователей и выделять сущности из текстов. 

Ещё одним перспективным сценарием считают биометрическое распознавание лица при оплате, которое пока не применяется широко в Казахстане. Основатель Verigram Уахат Бастимиев отмечает, что технически компании к этому уже готовы — остались вопросы безопасности и правового поля. Например, внедрение биометрии уже рассматривали для оплаты в метро. 

Представители бизнеса сходятся во мнении, что ИИ-системы не заменят сотрудников. Директор по управлению данными «Beeline Казахстан» Андрей Остафичук отмечает, что ИИ предсказывает, запоминает, воспроизводит и выбирает лучшее, но не создаёт новое. Руководитель отдела ML & Operations Kolesa Group Хамбар Дусалиев приводит такой пример: дизайнеры компании делают быстрые макеты в Midjourney, а потом дорабатывают их. То есть без вмешательства человека продукт не создаётся.